Любимое дело
  • Главная
  • Ликвидация
  • Династии священной римской империи. Священная Римская империя — основа западного проекта

Династии священной римской империи. Священная Римская империя — основа западного проекта

Формирования Священной Римской империи - крупнейшего европейского государства эпохи Средних веков, кроются в сложной ситуации, сложившейся в регионе между античностью и ранним средневековьем и были связаны со следующими факторами.

  • Болезненное восприятие современниками процесса распада Западной Римской империи , считавшегося незыблемым государственным образованием.
  • Популяризация церковнослужителями идеи существования всемирного светского государства , в основе которого лежит римское право, латинский язык и античная культура.

До середины $VIII$ века Западная Европа формально признавала верховенство Византийских императоров, но после начала иконоборчества, Рим обратил свои взоры на сформировавшееся Франкское королевство.

Замечание 1

Реальная власть Карла Великого, увенчанного императорской короной, была сравнима лишь с властью правителя Рима. Акт коронации формально считался легализацией власти Карла, но, по сути, стал результатом соглашения между папой и королем.

Сам Карл придавал большое значение императорскому титулу, что возвышало его в глазах мирового сообщества и укрепляло внешнеполитическое положение империи. При этом, акт коронации подразумевал возрождение не Западной Римской империи, а Римского государства в целом. Именно поэтому Карл считался преемником низложенного в $797$ году византийского императора Константина $VI$, а не последнего римского императора Ромула Августа. Рим был объявлен церковным и политическим центром империи, несмотря на то, что официальной столицей государства был Ахен. Однако, восстановленная империя оказалась недолговечным государственным образованием, и уже в $843$ году постепенно угасла благодаря итогам Верденского раздела.

Источником очередного возрождения империи в первой половине X века стала Германия. Фундамент будущей Священной Римской империи заложил основатель Саксонской династии Генрих I Птицелов ($919-936$). Продолжателем его начинаний стал Оттон $I$ ($936 – 973$), при котором, в состав государства вошла Лотарингия с бывшей столицей империи Ахеном, отражено венгерское нашествие и началась активная экспансия на славянские земли. В это время церковь становится главным союзником правящего дома, а крупные племенные герцогства были подчинены власти единого сильного центра.

К $960$ – м годам Оттон $I$ становится самым могущественным правителем среди государств бывшей Франкской империи.

Он объявил себя защитником церкви, стремясь получить из рук папы императорскую корону. В итоге, $31$ января $962$ года, Оттон $I$ принес присягу папе Иоанну $XII$, что послужило юридическим основанием для становления Священной Римской империи. $2$ февраля $962$ года состоялась коронация Оттона $I$ императорской короной, и в тот же день новый правитель заставил папу и римскую знать присягнуть ему на верность. Византия, как и Франция не признали нового императора, что ограничило универсальность империи.

Формирование Священной Римской империи германской нации

Священная Римская империя, основанная в $962$ году, просуществовала до $1806$ года. В ее состав вошли области Северной и Средней Италии (включая Рим), а также Чехия, Бургундия, Нидерланды.

Становление германской государственности проходило на фоне зависимости королевской власти от племенных герцогств. Вследствие чего, король, в строительстве нового государства опирался на церковь, как носительницу государственного начала. Так, единственными органами государственного управления стали церковные институты: монастыри, аббатства, епископства, заинтересованные в создании единого государства.

Монархи стали раздавать обширные земельные владения духовенству, включая и политические права на пожалованную территорию в отношении населения от крестьян до феодалов. В начале $XI$ века в руки церкви передали крупные графства, в которых графы назначались епископами и получали, наравне с аббатами, право королевского банна.

Определение 1

Банн – Право государства осуществлять высшую судебную, законодательную, исполнительную и военную власть. В эпоху раннего средневековья принадлежал королю и государственным должностным лицам. В период развитого средневековья Банн переходит к сеньорам. Также, банном также называли распоряжение судебно-административной власти феодала на определенную территорию.

Король осуществлял назначение высшего духовенства. Этот факт говорит о фактическом превращении церковной власти в государственную, поскольку клирики привлекались к дипломатической и военной службе. Вассалы епископов и аббатов составляли основной костяк армии, нередко сами епископы возглавляли полки.

Подобное слияние церкви и государства имело свои политические последствия.

  • Епископства превращаются в обособленные, политически замкнутые территории.
  • Германия включается во внешнеполитическую борьбу за доминирование над Италией, Римом и папством.
  • Борьба королевской и церковной власти за инвеституру.

Определение 2

Церковная Инвеститура - назначение и церемония введения епископа и аббата в должность. Сопровождалась двумя актами: вручение посоха и кольца, символизирующие духовную власть и передачу земельного владения, и скипетра – символа светской власти.

Борьба между империей и папством завершилась в $1122$ году подписанием Вормсского конкордата, согласно которому, выборы епископов в Германии проводились под надзором императоров, а в других частях империи под контролем папской администрации.

История термина «Священная Римская империя»

Термин Священная Римская империя появился лишь к $XII$ веку благодаря императору Фридриху Барбароссе, который, в знак обозначения христианско-католического государства, сделал приставку Священная к уже утвердившемуся в $XI$ веке названию Римская империя, что подчеркивало убежденность в святость государственного образования и претензии императоров к церкви вследствие обострившейся борьбы за инвеституру. Первые императоры – Карл Великий и Оттон $I$ не пользовались данным названием, подразумевая, однако что вскоре станут правителями всего христианского мира. Оттон $I$ носил скромный титул «императора римлян и франков». Причины такой задержки в обозначении государства имеют дипломатическую подоплеку, поскольку преемником Римской империи считалась Византия. Однако, в процессе возрождения римского права и оживления отношений с Византией, название укореняется в сознании, а при Карле $IV$ проявляется приставка «германской нации». Это произошло после того, как в руках австрийской династии Габсбургов оказались земли, заселенные преимущественно германцами. Изначально он был введен для отделения немецких земель от Римской империи в целом.

Основанная империя, по сути, представляла собой обычную феодальную монархию, где император управлял племенными герцогствами и марками.

Определение 3

  1. Соседская сельская или территориальная община германцев, сложившаяся в $V – VI$ вв., для которой характерно наличие индивидуальной собственности на надельные пахотные земли, общинная собственность на пастбища, леса и луга.
  2. Во Франкском государстве и Священной Римской империи - укрепленный административно-пограничный округ, управляемые маркграфами. Создавались в военных целях.

Изначально империя обладала чертами феодально– теократической монархии, где император считался наместником Бога на земле в светских делах и выступал защитником церкви. Следовательно, власть императора соответствовала власти папы, а отношения между ними были аналогичны сосуществованию души и тела. Император объявлялся также «покровителем Палестины и католической веры», «защитником верных». Однако, такой статус стал причиной многовековой борьбы между императорами и папством, что, наряду с усилившейся раздробленностью, постоянно ослабляло империю.

Становление германской государственности

С распадом империи Каролингов (середина IX в.) на исторических территориях германских племен образовалось самостоятельное Восточно-Франкское государство . В королевство вошли земли преимущественно с германским населением. Такая этническая сплоченность была редкой для средневековья. Королевство не обладало, однако, государственно-политическим единством. К началу Х в. Германия представляла совокупность герцогств , крупнейшими из которых были Франкония, Швабия, Бавария, Тюрингия, Саксония.

Герцогства не были реально взаимосвязаны друг с другом, они существенно различались даже по социальному укладу. В западных областях прочно утвердился вотчинно-ленный феодализм, почти не осталось свободного крестьянства, возникали новые социально-экономические центры - города. В восточных областях феодализация общества была слабой, социальный уклад был сориентирован на общинные связи, сохранялись значительные территории с догосударственным бытом варварских времен; там только появлялись позднейшие из варварских правд (см. § 23).

Единство государства окрепло с утверждением на королевском престоле Саксонской династии (919 - 1024) . Были временно преодолены междуусобные распри, несколькими удачными внешними войнами в основном определены территории, принадлежащие королевству, установлено особое политическое место короля в феодальной иерархии - король Оттон I был коронован (в условном центре государства - Аахене). Формирование единой государственной организации королевства было своеобразным в силу большой зависимости королевской власти от племенных герцогств. Становление государственности в Германии шло в опоре на церковь как единственную носительницу государственного начала.

Государственная система империи XIV - XV вв.

Усиление государственно-политической самостоятельности отдельных германских княжеств продолжилось в XIV - XV вв. Границы огромной империи в это время стали в большой степени номинальными. Внутри началось движение за открытый выход из ее состава: в начале XIV в. сложился Швейцарский союз, поведший борьбу за независимость.

Император обладал особыми правами политического верховенства, которые были далеки от реальных государственных полномочий. Даже в периоды укрепления империи не удалось превратить эту власть в наследственную. К XIV в. принцип избрания на престол по воле собрания высшей знати империи стал абсолютным. Это было закреплено в особом документе - Золотой булле 1356 г.*, дарованной королем Карлом IV. Устанавливались права особой коллегии - из 7 князей и архиепископов (владетельных князей Майнца, Кельна, Рейнского, Саксонского, Бранденбургского, короля Богемии) на своем съезде избирать императора. Эти права были впредь наследственны и неразрывны с особым статусом самих князей как суверенных правителей. Булла закрепляла за князьями финансовые регалии, ранее принадлежавшие императору (рудники, чеканку монеты), максимальный судебный иммунитет, право заключать внешнеполитические союзы. Съезд князей становился практически постоянным политическим институтом империи: он должен был происходить ежегодно и вместе с императором решать дела «к общей пользе и благу».

* Буллой называли грамоту особого значения, Золотой - из-за особой печати, подвешенной к ней.

Императорская власть не имела в своем распоряжении реальной администрации. Управление империей осуществлялось более внеинституционно: благодаря личному присутствию императора в княжестве (они не имели постоянной резиденции) или родственным связям, благодаря вассальным связям, благодаря представительству от империи в местных учреждениях, благодаря привлечению князей на срок для выполнения королевских поручений, благодаря, наконец, обязательствам имперских городов. Финансы империи также были децентрализованы. Практически единственным рычагом власти было право опалы на провинившегося, т. е. лишение возможности прибегать к защите императорского суда .

Значимым институтом императорской власти стали съезды феодалов - райхстаги . Райхстаги сложились как продолжение собраний знати эпохи ленной монархии . С оформлением в социально-правовом укладе империи сословий, райхстаги стали рассматриваться как их представительства в деле управления империей. Вначале на съезды призывались только князья и, как вторая курия, графы. С 1180 г. оформилась полновесная вторая условная курия - графов и рыцарей, с XIII в. они участвуют уже регулярно. В XIV в. право участия через своих представителей получают имперские и княжеские города, императорские министериалы. Участие в райхстаге расценивалось как государственно-правовая обязанность, неразрывная с подчинением императорской власти; уже в XIII в. правом предусматривались значительные штрафы за пренебрежение этим. Император мог и отобрать право присутствия на райхстаге.

Созывались райхстаги императором по его соизволению, точных приглашений не было. С конца XV в. райхстаг работал по куриям: 1) князей, 2) графов и рыцарей, 3) городов. В его компетенцию входили постановления по организации вооруженной силы империи, сбору налогов , управлению общеимперскими имуществами, новым таможенным сборам. Сословия утверждали предложенные императором правовые обычаи , с 1497 г. стали влиять и на указы императоров. Собирались райхстаги по усмотрению императора и в том месте, где он указывал. С 1495 г. созыв стал ежегодным; в этом же году закрепилось за съездом и название Reichstag . Существование райхстага и некоторых других сословных институтов, их роль в империи определили Германию как сословную монархию, но весьма относительную в своем государственном единстве.

На райхстагах второй половины XV в. неоднократно вставал вопрос о реформе империи, идеи которой активно разрабатывались в политической публицистике эпохи. Ослабление империи было в том числе и пагубно для значительного числа мелких правителей. Райхстаг 1495 г. провозгласил «всеобщий земский мир» в империи (в развитие идей о гарантиях прав всех в империи, появившихся в виде «общего мира» еще в середине XII в.). Запрещались внутренние войны в империи, посягательство на установленные права и привилегии. Для некоторых гарантий создавался имперский суд (представлявший курфюрстов и города, председателем был император) с верховными судебными правами, а также имперская военная организация (до 4 тыс. конницы и 20 тыс. пехоты, созываемых по 10 округам, на которые разделялась империя). Была сделана попытка ввести единую имперскую подать. При императоре создавался общеадминистративный орган - имперский придворный совет. Однако в условиях почти векового кризиса германской государственности, вызванного Реформацией XVI в., новые учреждения в большей степени остались действенными в пределах владений Габсбургов, закрепивших за собой (1438) императорский престол, - Австрии и восточных областей.

В конце XV в. полную самостоятельность от империи обрел Швейцарский союз. После Реформации и, особенно, завершившего Тридцатилетнюю войну Вестфальского мира 1648 г. Германия была официально признана союзом государств , а за территориальными правителями закреплен титул королей. Номинально звание императора и общеполитические полномочия сохранялись за австрийским домом Габсбургов до начала XIX в., когда (1806 г.) Священная Римская империя была упразднена.

Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae (лат.),
Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation (нем.)

Священная Римская Империя германской нации - замечательное политическое учреждение, сохранившее в продолжение десяти веков (800 - 1806) одну и ту же форму, одни и те же притязания. Внешняя история империи есть, в сущности, история Германии от IX до XIX столетия и Италии в средние века. По своему происхождению, С. Римская империя была церковной и германской; форму ей дала неувядающая традиция всемирного владычества вечного Рима; германские и римские элементы, сливаясь, обусловливали собою всеобъемлющий и отвлеченный характер империи, как центра и главы западного христианского мира. Начало священной Римской империи относится к 800 г., когда был коронован римским императором. Событие это было заранее подготовлено, но Карл не думал об отделении Рима от Константинополя: до 800-го года законной наследницей Римской империи была Византия, возобновленная Карлом империя была продолжением древней Римской империи, и Карл считался 68-м императором, преемником восточной линии непосредственно после низложенного в 797 г. , а не преемником . Событие 800 г. явилось результатом соглашения между папой, церковными и светскими сановниками и королем. Карл фактически владел империей; он распоряжался в Риме - столице империи (matrona imperii), был защитником церкви. Но Римская империя считалась единой, неделимой; коронование Карла, не провозглашая отделения Запада от Востока, объявляло Рим столицей как политической, так и церковной. Власть Карла была освящена коронованием, но не увеличена. Императорский титул изменил положение Карла, окружил его особенным блеском; вся деятельность Карла вращалась с тех пор в кругу теократических идей.

Вторичное восстановление империи было совершено Оттоном Великим. Несмотря на предшествовавшие смуты, Рим представлялся «золотым городом» (aurea Roma), его судьба - судьбой всего мира. «Пока Колизей будет цел, Рим будет жить; когда падет Колизей - падет и Рим, а когда падет Рим, падет и весь мир» - таково было представление современников о величии древней империи. 2 февраля 962 г. Оттон возбудил общий энтузиазм своим короновнием в сане «императора Августа». В уме средневекового человека, которому древность завещала идею всемирной монархии, сложилось глубокое убеждение в необходимой связи Римской империи и католической церкви. Положение императора и его функции определялись из сравнения власти императорской с властью папской. Он - imperator terrenus, т. е. наместник Бога на земле в делах светских, и «patronus», т. е. защитник церкви; его власть во всем соответствует власти папы, отношения между ними аналогичны отношениям между душой и телом. «Как на небе», говорил император Фридрих I, «только один Бог, так и на земле только один папа и один император». Коронационный церемониал и официальные титулы императора указывают на стремление придать императорской власти божественный характер. Император считался представителем всех христиан. Он - «глава христианского Mира», «светский глава верных», «покровитель Палестины и католической веры», превосходящий достоинством всех королей. До своего коронования в Риме императоры с XI до XVI вв. носили титул «Romanorum rex semper Augustus», а после коронования - «Romanorum Imperator semper Augustus». С 962 г. положено начало соединению в одном лице двух титулов - императора римского и короля германского. Сначала это соединение носило чисто личный характер, потом - официальный и реальный. Империя Х в. была, однако, в сущности феодальной монархией. Усвоив идею своей власти от древнего мира, императоры думали осуществить ее феодальным путем; императорская власть постепенно феодализовалась.

В Риме Оттон был только императором, а не королем; он распоряжался апостольской кафедрой (низложение Иоанна XII), руководил прениями синода, смотрел на папу, как на свою креатуру, но никак не мог прочно утвердиться в столице, фактически не имел здесь силы, как и его преемники. Византия не признавала императором грубого «франка» Во Франции притязания императоров тоже не признавались. В состав империи Х - XI вв. входили собственно Германия, большая часть (2/3) Италии, Бургундия, Богемия, Моравия, Польша, Дания, отчасти Венгрия. Преемники Оттона I, преследуя химерические цели, встретили во всем отпор со стороны папства, феодализма и национального обособления. Оттон III (983 - 1002) всецело погрузился в идею всемирной Римской империи, отвернулся от единоплеменников, считал себя римлянином, мечтал об утверждении Рима во главе Германии, Ломбардии и Греции. Значительной силы достигла империя при Генрихе III (1039 - 1056) франконском, воспользовавшемся моментом, когда еще не успела окрепнуть папская власть. Он был полным господином Италии, свободно распоряжался судьбой папского престола, но вызвал страшную реакцию, погубившую его преемника. Борьба Генриха IV и Григория VII нанесла первый и самый тяжелый удар империи, понизив значительно ее обаяние и внушив Италии, вместе с германскими князьями, доверие к своим силам. Вормский конкордат 1122 г. оставил поле сражения за папой. После смерти Генриха V (1124) юрисдикция короны стала значительно меньше: признана была самостоятельность князей и баронов.

Блестящими представителями идеи императорской власти были во второй половине XII и первой половине XIII в. Гогенштауфены. Между ними первое место принадлежит Фридриху I (1152 - 1189), в лице которого императорская власть выступила против папы с теоретическими доводами. Фридрих считал свою власть зависящей непосредственно от Бога и такой же священной, как и папская. Болонские юристы утверждали, что право устанавливать законы принадлежит императору, воля которого есть закон, ибо написано: «quod principi placuit legis habet vigorem, quum populus ei et in eum omne suum imperi um et polestatem concesserit». Истинным властителем, однако, Фридрих I был только в Германии В состав империи в то время входили сев. часть Италии и королевство Бургундское, т. е. Прованс, Дофинэ, Франш-Конте, Швейцария, Лотарингия, Эльзас и часть Фландрии. Зависели от империи Богемия и славянские земли в Мекленбурге и Померании. Византия, по-прежнему, питала к императорам вражду, считая их узурпаторами и варварами, оскорбительно извращая титулы императоров: так, Исаак Ангел называл Фридриха I «главным князем Алеманнии».

Императоры короновались четырьмя коронами: корона в Аахене делала монарха «королем франков», а со времени Генриха II - «королем римлян», коронование в Милане - королем Италии, в Риме он получал двойную корону «lirbis et orbis», а Фридрих I, под конец жизни, принял и четвертую корону - бургундскую (regnum Burgundiae или regnum Arelatcase). Коронуясь в Милане и Аахене, императоры не называли себя королями лангобардов и франков, так как эти титулы терялись в сравнении с титулом императора. Императорский титул принимался только после коронации в Риме, а это создавало чрезвычайно важную основу для притязаний папы, из рук которого передавалась корона. К названию «Римская империя» Фридрих I присоединил эпитет «Священная», не прибавлявший ничего нового к действительной власти императора, но указывавший на божественное ее происхождение. Вместе с Гогенштауфенами сошла в могилу идея императорской власти. В Германии императорская власть рухнула вследствие основания территориальной независимости князей (эпоха великого междуцарствия).

Новый период истории С. империи начинается со времени Рудольфа Габсбургского (1273). К XIV в. Священная империя есть, в сущности, немецкая империя. Власть императора признавалась только в Германии, да и то лишь теоретически, так как в действительности она перешла в руки феодалов. Императоры XIV в. не стесняются ничем в преследовании своих династических интересов и умножении своих родовых владений. От пышного титула священной римской империи оставалось только одно название: князья расхитили все земли и разделили между собою атрибуты императорской власти, оставив императору почетные права и считая его своим ленным господином. Императоры этой эпохи закладывают короны, города, живут на чужой счет, переносят всякое унижение перед папой, но продолжают называть себя наследниками цезарей, главами христианства и властелинами мира, жертвуя всем для формы и внешности.

Карл IV дает обещание папе не оставаться в Риме больше одного дня и получает корону от папы, как дар. Сигизмунд (1410 - 1437) любил жить на счет имперских городов и охотно бывал там, где его угощали. Особенного унижения достигла императорская власть при Фридрихе III (1440 - 1493), твердившем А. Е. I. О. U. (Austriae est imperare orbi universo) - и кормившемся по монастырям и имперским городам. Его роль в отношении к папе делала его жалким в глазах всех. После Фридриха III ни один император не был коронован в Риме.

Во время междуцарствия империя потеряла часть своей территории: Польша свергла иго Германии, венгры жестоко опустошали восточную границу империи. После Генриха VII (1308 - 13) окончилась власть императоров над Италией; в 1350 и 1457 г. к Франции перешло Дофинэ, а в 1486 г. - Прованс. Швейцария тоже перестала быть зависимой от империи (трактат 1499 г.). К этому присоединялась и внутренняя слабость империи, как агрегата постоянно враждующих мелких государств. Габсбургская династия стремится слить империю с Австрийской монархией. В царствование Карла V (1519 - 1555) императорская власть значительно усилилась, но попытка вернуть ей прежнее значение встретила оппозицию как со стороны немецких князей, так и со стороны других государств. Реформация уничтожила теорию, на которой основывалась империя.

Последний период существования Священной империи - самый печальный (1648 - 1806). Вестфальский мир лишил императора всякой возможности непосредственного вмешательства в администрацию. Священная империя делается исключительно Германской империей, непрочной конфедерацией, существование которой постепенно теряет всякий смысл. «Наследственным врагом Священной империи» был Людовик XIV. В XVIII в. существование империи было почти забыто: остались только громкие титулы. Весь дух XVIII в. противоречил идее Священной империи. Революция, разрушив феодализм, потрясла до основания старое средневековое здание. Раштатский конгресс (1797 - 98) вполне обнаружил внутреннее разложение Священной империи, всегда страдавшей недостатком национального единства и политической свободы. Последним императором Священной империи был Франц II (1792 - 1806). В это время судьбами Европы распоряжался Наполеон, который считал себя истинным преемником Карла Великого и увлекался идеей «всемирной монархии»; в марте 1805 г. он короновался в Милане железной короной. После Пресбургского мира (26 декабря 1805 г.) Франц II отрекся от сана императора: еще с 1804 г. он стал называть себя «наследственным императором Австрии». Это было концом священной Римской империи.

При саксонских и франконских императорах императорский престол был избирательным. Каждый христианин (т. е. католик) мог быть императором, хотя обыкновенно выбирался в императоры член одной из могущественных княжеских фамилий в Германии. Так царствовали, после Конрада Франконского, Саксонская династия (919 - 1024), Франконская (1024 - 1125), после Лотаря Супплембургского (1125 - 1138) - Гогенштауфены (1138 - 1250), Габсбурги (1273 - 1291 и 1298 - 1308), Люксембургской дом (1308 - 1313 и 1346 - 1437), с 1438 г. - снова Габсбурги. Избирали императора курфюрсты. Независимость их узаконила золотая булла. Порядок этот продержался до 30-ти летней войны.

Императоры

Каролинги

Людольфинги

962-973
973-983
996-1002
1014-1024

Франконская династия

1027-1039
1046-1056
1084-1105
1111-1125
(из Саксонского дома) 1133-1137

Гогенштауфены

1155-1190
1191-1197
(из дома Вельфов) 1209-1215
1220-1250
1303-1308

Люксембурги

1312-1313
(Виттельсбах) 1328-1347
1355-1378
1410-1437

Габсбурги

Введение……………………………………………………………………….3

1. Образования империи…………………………………………………….5

1.1. История образования империи…………….……………………….5

1.2. Характер государства…………………………………….…………6

1.3. Название Священной Римской империи…………………………..7

2. Империя в Средние века…………………………………………………..9

3. Империя нового времени…………………………………………………14

3.1. Имперская реформа………………………………………………...14

3.2. Реформация…………………………………………………………16

3.3. Империя во второй половине XVII - середине XVIII веков…...17

4. Австро-прусское противостояние и упадок империи…………….…….20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………………...26

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена истории Священной Римской империи сверхдержавы эпохи Средневековья, в одиночку вершившей судьбы Европы, предтечи империй нового и новейшего времени. Уникальный феномен для своего времени - огромное государство, основанное в X веке германским королем Отгоном I Великим, включало в себя Германию, Италию и Бургундию и притязало на власть над европейским континентом. И потому история Священной Римской империи - это история нескончаемых войн, призванных не только расширить границы империи, но и удержать ее от распада. Но политический фундамент нового государства оказался слабым: внутренние мятежи, борьба с папством за главенство в христианском мире, постоянная необходимость поддерживать власть на обширных пространствах постоянно подтачивали империю изнутри. Даже таким талантливым императорам, как Фридрих I Барбаросса, ноша оказалась не по плечу.

Цель данной работы рассмотреть историю создания Священной Римской империи германской нации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

· Изучить историю образования империи, ее характер и название «Священной Римской империи»;

· Рассмотреть империю в Средние века, империя нового времени, во второй половине XVII - середине XVIII веков;

· Проанализировать Австро-прусское противостояние и упадок империи.

При написании данной работы мы использовали литературу российских и зарубежных авторов, таких как, Брайс, Дж., Егер О. Всемирная история., Галанза П. Н., Колесницкий, Н. Ф., Прокопьев, Hartmann, P. C., Herbers, K., Neuhaus, H. И др.

  1. Образования империи

1.1. История образования империи

Идея империи (лат. imperium ), единого государства, объединявшего весь цивилизованный и христианский мир, восходящая ко временам Древнего Рима и пережившая второе рождение при Карле Великом, сохранялась и после крушения Франкской империи Каролингов. Империя в общественном сознании представлялась как земное воплощение Царства Божьего, наилучшая модель организации государства, при которой правитель поддерживает мир и спокойствие в христианских странах, охраняет и заботится о процветании церкви, а также организует защиту от внешних угроз. Раннесредневековая концепция империи предполагала единение государства и церкви и тесное взаимодействие императора и папы римского, осуществлявших верховную светскую и духовную власть. Хотя столицей империи Карла Великого был Ахен, имперская идея была связана прежде всего с Римом, центром западного христианства и, согласно «Константинову дару», источником политической власти во всей Европе.

После распада государства Карла Великого в середине IX века титул императора сохранился, однако реальная власть его носителя ограничилась лишь Италией, за исключением нескольких случаев кратковременного объединения всех франкских королевств. Последний римский император, Беренгар Фриульский, скончался в 924 г. После его смерти власть над Италией в течение нескольких десятилетий оспаривали представители ряда аристократических родов Северной Италии и Бургундии. В самом Риме папский престол оказался под полным контролем местного патрициата. Источником возрождения имперской идеи в середине X века стало Восточно-Франкское (Германское) королевство, будущая Германия.

В правление Генриха I Птицелова (919-936) и особенно Оттона I (936-973) Германское королевство значительно укрепилось. В состав государства вошла богатая Лотарингия с бывшей имперской столицей Каролингов Ахеном, были отражены набеги венгров (Битва на реке Лех 955 г.), началась активная экспансия в сторону славянских земель Поэльбья и Мекленбурга. Причём завоевание сопровождалось энергичной миссионерской деятельностью в славянских странах, Венгрии и Дании. Церковь превратилась в главную опору королевской власти в Германии. Племенные герцогства, составлявшие основу территориальной структуры Восточнофранкского королевства, при Оттоне I были подчинены центральной власти. К началу 960-х гг. Оттон стал наиболее могущественным правителем среди всех государств-наследников империи Карла Великого и приобрёл репутацию защитника христианской церкви.

В 961 г. папа римский Иоанн XII обратился к Оттону с просьбой о защите против короля Италии Беренгара II Иврейского и пообещал ему императорскую корону. Оттон немедленно перешёл Альпы, одержал победу над Беренгаром и был признан королём лангобардов (Италии), а затем двинулся в Рим. 2 февраля 962 г. Оттон I был помазан на царство и коронован императором. Эта дата считается датой образования Священной Римской империи. Хотя сам Оттон Великий, очевидно, не намеревался основывать новую империю и рассматривал себя исключительно как преемника Карла Великого, фактически переход императорской короны к германским монархам означал окончательное обособление Восточнофранкского королевства (Германии) от Западнофранкского (Франции) и формирование нового государственного образования на основе немецких и североитальянских территорий, выступавшего наследником Римской империи и претендующего на роль покровителя христианской церкви.

1.2. Характер государства

Священная Римская империя на протяжении всех восьмисот пятидесяти лет своего существования оставалась иерархическим государственным образованием феодального типа. Она никогда не приобретала характер национального государства, как Англия или Франция, не достигла и сколь-либо высокой степени централизации системы управления. Империя не являлась ни федерацией, ни конфедерацией в современном понимании, а сочетала элементы этих форм государственного устройства. Субъектный состав империи отличался крайним многообразием: полунезависимые обширные курфюршества и герцогства, княжества и графства, вольные города, небольшие аббатства и мелкие владения имперских рыцарей, - все они являлись полноправными субъектами империи (имперскими сословиями), обладающими разной степенью правоспособности. Власть императора никогда не была абсолютной, а разделялась с высшей аристократией страны. Более того, в отличие от других европейских государств, жители империи не были непосредственно подчинены императору, а имели собственного правителя - светского или церковного князя, имперского рыцаря или городской магистрат, что формировало два уровня власти в стране: имперский и территориальный, зачастую конфликтующих между собой.

Каждый субъект империи, особенно такие могущественные государства, как Австрия, Пруссия, Бавария обладал широкой степенью независимости во внутренних делах и определёнными прерогативами во внешней политике, однако суверенитет продолжал оставаться атрибутом империи как таковой, а постановления имперских учреждений и нормы имперского права имели обязательную силу (иногда, правда, лишь теоретически) для всех составлявших империю государственных образований. Для Священной Римской империи была характерна особая роль церкви, придающая этому государственному образованию элементы теократии, однако в то же время имперская структура впервые в Европе после Реформации обеспечила длительное мирное сосуществование нескольких конфессий в рамках единого государства. Развитие Священной Римской империи происходило в условиях постоянной борьбы тенденций дезинтеграции и интеграции. Первые выражали, чаще всего, крупные территориальные княжества, постепенно приобретавшие признаки суверенных государств и стремящиеся освободиться от власти императора, в то время как главными консолидирующими факторами выступали императорский престол, имперские учреждения и институты (рейхстаг, имперский суд, система земского мира), католическая церковь, немецкое национальное самосознание, сословный принцип построения государственной структуры империи, а также имперский патриотизм (нем. Reichspatriotismus ) - укоренившаяся в общественном сознании лояльность к империи и императору как её главе (но не как представителю конкретной династии).

1.3. Название Священной Римской империи

Возникнув в 962 г., Священная Римская империя претендовала на преемственность античной Римской империи и Франкской империи Карла Великого, пытаясь стать универсальным государственным образованием, объединяющим весь западноевропейский христианский мир. Оттон I Великий, первый монарх Священной Римской империи, использовал титул imperator Romanorum et Francorum (лат. император римлян и франков ). Хотя ядром империи всегда являлась Германия, её сакральным центром был Рим: в этом городе до XVI века проводились коронации императоров и именно из Рима, по средневековым представлениям, проистекала их божественная власть. Титул «Римский император» (лат. imperator augustus Romanorum ) использовался уже Оттоном II (973-983), а словосочетание «Римская империя» впервые упоминается в источниках под 1034 годом. В то же время, использование данного титула вызвало резкое неприятие в Византии, где считалось, что только византийский император имеет право называться римским императором.

Монархи Священной Римской империи претендовали на верховную духовную власть на её территории и роль защитника и покровителя европейской христианской церкви. Первоначально это не требовало отдельного упоминания в титулатуре, однако после завершения борьбы за инвеституру и распространении идеи верховенства папы римского в духовной сфере, к наименованию империи стали добавлять слово «Священная» (лат. Sacrum ; впервые, вероятно, в 1157 г.), подчёркивая тем самым претензии императоров в отношении церкви . Применение эпитета «Священный» не к особе правителя, а к государственному образованию, по всей видимости, было новацией, рождённой в канцелярии императора Фридриха I Барбароссы (1152-1190). Собственно название «Священная Римская империя» в его латинской версии Sacrum Romanum Imperium впервые появилось в 1254 г., а его эквивалент на немецком языке (нем. Heiliges Römisches Reich ) - ещё спустя столетие, в правление Карла IV (1346-1378).

Указание на «германскую нацию» в титуле императора стало употребляться начиная с середины XV века, когда большая часть негерманских земель была потеряна и империя стала восприниматься как национальное немецкое государственное образование. Первое свидетельство об использовании этого титула содержится в законе о земском мире 1486 г. императора Фридриха III. Окончательную форму названия империя приобрела уже в начале XVI века: в 1512 г. Максимилиан I в своём обращении к рейхстагу впервые официально использовал наименование «Священная Римская империя германской нации» (нем. ).

К середине XVIII века империя потеряла какое-либо влияние в Италии, император лишился своих прерогатив в церковной сфере, а тенденции дезинтеграции фактически превратили Германию в конгломерат полунезависимых княжеств. Это позволило Вольтеру заявить, что Священная Римская империя больше не является «ни священной, ни римской, ни империей ». В своих последних документах (заключительное постановление имперской депутации 1803 г. и манифест Франца II о роспуске империи 1806 г.) государство называлось уже «Германская империя» (нем. Deutsches Reich ).

Поскольку на протяжении почти всего периода своего существования Священная Римская империя являлась единственным государственным образованием в Западной Европе, монарх которого носил титул императора, она зачастую была известна просто как «Империя». В российских документах XVIII века использовалось также наименование «Цесария». В XIX веке, после образования Германской и Австрийской империй, в отношении их предшественницы стало использоваться название «Старая империя». В связи с тем, что для наименования нацистского режима в Германии 1933-1945 гг. неофициально употреблялся термин «Третий рейх», в отношении Священной Римской империи иногда используется обозначение «Первый рейх».

2. Империя в Средние века

Императорский титул, принятый Оттоном Великим, ставил его на ступень выше всех европейских монархов и, по крайней мере, вровень с папой римским. Особое значение имел сакральный характер этого титула, который позволял Оттону I и его преемникам полностью контролировать церковные институты в своих владениях. Выборы епископов и аббатов осуществлялись по указанию императора, и ещё до рукоположения церковные иерархи приносили ему клятву верности и ленную присягу. Церковь была включена в светскую структуру империи и превратилась в одну из главных опор императорской власти и единства страны. Это отчётливо проявилось уже в период правления Оттона II (973-983) и во время несовершеннолетия Оттона III (983-1002), когда благодаря поддержке высшего духовенства Германии императорам удалось подавить несколько крупных восстаний правителей племенных герцогств. Сам папский престол при Оттонах оказался под доминирующим влиянием императоров, зачастую единолично решавших вопросы назначения и смещения римских пап. В этот период светские и духовные дела не были чётко отделены друг от друга, и император, как «наместник Бога на земле», осуществлял власть над обеими сферами. Интеграция церкви в государственную структуру достигла своего апогея при Конраде II (1024-1039) и Генрихе III (1039-1056), когда сформировалась классическая имперская церковная система (нем. Reichskirchensystem ).

Государственные институты империи в ранний период оставались достаточно слабо дифференцированными. Император являлся одновременно королём Германии, Италии, а после смерти в 1032 г. последнего бургундского короля Рудольфа III - и Бургундии. Основной политической единицей в Германии являлись племенные герцогства: Саксония, Бавария, Франкония, Швабия, Лотарингия (последняя в 965 г. была разделена на Нижнюю и Верхнюю) и, с 976 г., Каринтия. Вдоль восточной границы была создана система марок (Северная, Саксонская Восточная, Баварская Восточная, позднее - Мейсенская, Бранденбургская, Лужицкая). В 980-х гг. славяне на некоторое время вновь отбросили немцев за Эльбу и захватили Гамбург, но в начале XI века империя восстановила свои позиции в регионе, хотя дальнейшее продвижение остановило вхождение Польши и Венгрии на правах независимых королевств в европейское христианское сообщество. В Италии были также сформированы марки (Тоскана, Верона, Иврея), однако развитие коммунального движения к началу XII века разрушило эту структуру.

Главную проблему для императоров представляло удержание власти одновременно и к северу, и к югу от Альп. Оттон II, Оттон III и Конрад II были вынуждены подолгу находиться в Италии, где они вели борьбу против наступления арабов и византийцев, а также периодически подавляли волнения итальянского патрициата, однако окончательно утвердить имперскую власть на Апеннинском полуострове так и не удалось. За исключением короткого царствования Оттона III, перенёсшего свою резиденцию в Рим, ядром империи всегда оставалась Германия.

К правлению Конрада II (1024-1039), первого монарха Салической династии, относится формирование сословия мелких рыцарей (в том числе министериалов), чьи права император гарантировал в своём постановлении «Constitutio de feudis » 1036 г., которое легло в основу имперского ленного права. Мелкое и среднее рыцарство в дальнейшем стало одним из главных носителей тенденций интеграции в империи. Конрад II и его преемник Генрих III контролировали большую часть немецких региональных княжеств, самостоятельно назначая графов и герцогов, и полностью доминировали над территориальной аристократией и духовенством. Это позволило ввести в имперское право институт «Божьего мира» - запрещение междоусобных войн и военных конфликтов внутри империи.

Апогей имперской власти, достигнутый при Генрихе III, оказался недолговечным: уже в период несовершеннолетия Генриха IV (1056-1106) началось падение влияния императора. Это происходило на фоне подъёма клюнийского движения в церкви и развившихся из него идей григорианской реформы, утверждавших верховенство папы римского и полную независимость церковной власти от светской. Папа Григорий VII попытался устранить возможность влияния императора на процесс замещения церковных должностей и осудил практику светской инвеституры. Однако Генрих IV решительно встал на защиту прерогатив императора, что повлекло длительную борьбу за инвеституру между императором и папой римским. В 1075 г. назначение Генрихом IV епископа в Милан стало поводом для отлучения императора Григорием VII от церкви и освобождения подданных от присяги верности. Под давлением немецких князей император был вынужден в 1077 г. совершить покаянное «хождение в Каноссу» и умолять папу о прощении. Борьба за инвеституру завершилась лишь в 1122 г. подписанием Вормсского конкордата, который закрепил компромисс между светской и духовной властью: выборы епископов должны были происходить свободно и без симонии, однако светская инвеститура на земельные владения, а тем самым и возможность императорского влияния на назначение епископов и аббатов, сохранялась. В целом, борьба за инвеституру существенно ослабила контроль императора над церковью, вывела папство из имперской зависимости и способствовала подъёму влияния территориальных светских и духовных князей.

Во второй четверти XII века в центре политической жизни империи оказалось соперничество между двумя крупными княжескими родами Германии - Гогенштауфенами и Вельфами. Первые доминировали в юго-западной Германии (Швабия, Эльзас) и Франконии. Вельфы были правителями Баварии, Саксонии, Тосканы и, наряду с Альбрехтом Медведем, развивали экспансию в направлении славянских земель Мекленбурга, Поморья и Поэльбья. В 1138 г. императором был избран Конрад III Гогенштауфен, однако вооружённое противостояние Вельфов и Гогенштауфенов продолжалось практически на всём протяжении его правления.

После смерти Конрада III в 1152 г. императором стал его племянник Фридрих I Барбаросса, царствование которого стало периодом значительного усиления центральной власти в Германии и, по мнению многих историков, вершиной могущества Священной Римской империи. Главным направлением политики Фридриха I стало восстановление императорской власти в Италии. Фридрих совершил шесть походов в Италию, во время первого из которых был коронован в Риме императорской короной. На Ронкальском сейме 1158 г. была предпринята попытка юридического оформления всевластия императора в Италии и Германии. Усиление императора на Апеннинском полуострове вызвало сопротивление как папы римского Александра III и Сицилийского королевства, так и североитальянских городских коммун, которые в 1167 г. объединились в Ломбардскую лигу. Ломбардской лиге удалось организовать эффективный отпор планам Фридриха I в отношении Италии и в 1176 г. нанести сокрушительное поражение имперским войскам в битве при Леньяно, что вынудило императора в 1187 г. признать автономию городов. В самой Германии позиции императора значительно укрепились благодаря разделу владений Вельфов в 1181 г. и формированию достаточно крупного домена Гогенштауфенов. В конце жизни Фридрих I отправился в Третий крестовый поход, во время которого и погиб в 1190 г.

Сыну и преемнику Фридриха Барбароссы Генриху VI в серии военных операций удалось ещё более расширить территориальное могущество императора, подчинив Сицилийское королевство. Именно в этом государстве Гогенштауфены смогли создать централизованную наследственную монархию с сильной королевской властью и развитой бюрократической системой, тогда как в собственно немецких землях усиление региональных князей не только не позволило закрепить самодержавную систему правления, но и обеспечить передачу императорского престола по наследству. После смерти Генриха VI в 1197 г. было избрано сразу два римских короля Филипп Швабский и Оттон IV Брауншвейгский, что привело к междоусобной войне в Германии.

В 1220 г. императором был коронован Фридрих II Гогенштауфен, сын Генриха VI и король Сицилии, который возобновил политику Гогенштауфенов по установлению имперского господства в Италии. Он пошёл на жёсткий конфликт с папой римским, был отлучён от церкви и объявлен антихристом, но тем не менее предпринял крестовый поход в Палестину и был избран королём Иерусалима. В правление Фридриха II в Италии развернулась борьба гвельфов, сторонников папы римского, и гибеллинов, поддерживавших императора, развивавшаяся с переменным успехом, но в целом достаточно удачно для Фридриха II: его войска контролировали большую часть Северной Италии, Тоскану и Романью, не говоря о наследственных владениях императора в Южной Италии. Сосредоточенность на итальянской политике, однако, вынудила Фридриха II пойти на существенные уступки немецким князьям. Согласно Соглашению с князьями церкви 1220 г. и Постановлению в пользу князей 1232 г. за епископами и светскими князьями Германии были признаны суверенные права в рамках территории их владений. Эти документы стали правовой основой для формирования в составе империи полунезависимых наследственных княжеств и расширения влияния региональных правителей в ущерб прерогативам императора.

3. Империя нового времени

3.1. Имперская реформа

Трансформация империи в соответствии с требованием нового времени была осуществлена в период правления Максимилиана I и Карла V. Первый шаг был сделан в 1495 г., когда Вормсским рейхстагом была утверждена так называемая «Имперская реформа», предусматривающая формирование десяти имперских округов - региональных органов управления, Высшего имперского суда - верховного органа судебной власти для всей империи, а также Имперского управления - высшего исполнительного органа. Рейхстаг превратился в периодически созываемый орган законодательной власти, ставшим центром осуществления имперской политики, к участию в управлении империей были привлечены, в разной степени, основные социальные группы страны (курфюрсты, имперские князья, имперские рыцари, горожане), между которыми сформировался устойчивый баланс власти. В основу взаимодействия государственных образований внутри империи был положен принцип «земского мира» - возведённый в ранг закона запрет использования военных способов разрешения конфликтов между субъектами империи. Наконец была разработана система финансирования общеимперских расходов, которая хотя и давала сбои из-за нежелания курфюрстов вносить свою долю в общий бюджет, всё-таки давала императорам возможность вести активную внешнюю политику и позволила отразить турецкую угрозу в начале XVI века. При Карле V был утверждён единый уголовный кодекс для всей империи - «Constitutio Criminalis Carolina».

В результате преобразований конца XV - начала XVI века империя приобрела организованную государственно-правовую систему, позволившую ей сосуществовать и успешно конкурировать с национальными государствами нового времени. Хотя не все органы новой империи работали достаточно эффективно, они позволяли поддерживать единство и относительное спокойствие в Германии. Реформы, однако, не были завершены, и империя до конца своего существования продолжала оставаться совокупностью старых и новых институтов и не приобрела атрибутов единого государства.

Формирование новой модели организации Священной Римской империи сопровождалось ослаблением выборного принципа избрания императора. Начиная с 1439 г. на престоле империи установилась династия Габсбургов - наиболее сильный в территориальном плане немецкий род. Обширные владения Габсбургов вне империи (в числе их наследственных земель были Чехия, Моравия, Силезия, Венгрия, Хорватия и Испания) резко расширили экономическую базу императора и позволили закрепить за династией Габсбургов имперскую корону. Столицей Германии фактически стала Вена, в которой располагался двор императора и подчинённые ему органы управления. Смещение центра власти в империи на юго-восточную периферию имело фундаментальное значение для судеб страны в период нового времени.

3.2. Реформация

В результате начавшейся в 1517 г. Реформации империя оказалась расколотой на лютеранский север и католический юг. Протестантство в первой половине XVI века приняли многие крупные княжества (Саксония, Бранденбург, Курпфальц, Брауншвейг-Люнебург, Гессен, Вюртемберг), а также важнейшие имперские города - Страсбург, Франкфурт, Нюрнберг, Гамбург, Любек. Католическими остались церковные курфюршества Рейна, Брауншвейг-Вольфенбюттель, Бавария, Австрия, Лотарингия, Аугсбург, Зальцбург и некоторые другие государства. Конфессиональный раскол империи в условиях возрождения претензий на гегемонию в Европе императора Карла V (Итальянские войны), а также проводимой им политики централизации имперских институтов привёл к обострению внутреннего положения Германии и нарастанию конфликта между сословиями империи и императором. Нерешённость церковного вопроса и провал попыток императора достичь компромисса по теологическим вопросам на Аугсбургском рейхстаге 1530 г. вызвал оформление двух политических союзов в Германии - протестантского Шмалькальденского и католического Нюрнбергского союза. Их противостояние вылилось в Шмалькальденскую войну 1546-1547 гг., потрясшую конституционные основы империи. Хотя Карл V одержал победу в войне, вскоре против него сплотились все основные политические силы империи, недовольные универсализмом политики Карла, желающим создать «всемирную империю» на основе своих немецких, австрийских и испанских владений, и непоследовательностью в решении церковных вопросов. В 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге был заключён Аугсбургский религиозный мир, который признал лютеранство в качестве легитимной религии и гарантировал свободу вероисповедания для имперских сословий, по принципу «чья страна, того и вера » (лат. cujus regio, ejus religio ). Карл V отказался подписать это соглашение и вскоре сложил с себя полномочия императора.

Аугсбургский религиозный мир позволил преодолеть кризис, вызванный Реформацией, и восстановить работоспособность имперских институтов. Хотя конфессиональный раскол сохранился, политически империя обрела единство. На протяжении последующего полувека католические и протестантские субъекты империи достаточно эффективно сотрудничали в органах управления, что позволяло поддерживать в Германии мир и социальное спокойствие.

3.3. Империя во второй половине XVII - середине XVIII веков

Поражение в Тридцатилетней войне лишило империю ведущей роли на европейской политической сцене, которая перешла к Франции. Новый император Леопольд I, продолжая традиционную политику поддержки Испании, одновременно начал сближаться с Англией и Голландией в совместной борьбе против Франции. Агрессия Людовика XIV привела к отторжению от империи Франш-Конте и всего Эльзаса, однако в войне Аугсбургской лиги (1688-1697) благодаря активным действиям союзников в Нидерландах удалось оказать отпор дальнейшему продвижению французов в направлении прирейнских земель. Война за испанское наследство (1701-1714) стала реваншем Габсбургов за Тридцатилетнюю войну: французская гегемония в Западной Европе рухнула, Южные Нидерланды, Неаполь и Милан перешли под власть австрийских Габсбургов. На северном направлении сложилось партнёрство Габсбургов, Польши, Ганновера и Бранденбурга в противостоянии Швеции, в результате чего после Голландской войны (1672-1678) и Второй Северной войны (1700-1721) шведское доминирование в балтийском регионе подошло к концу, а большинство её владений на территории империи (Передняя Померания, Бремен и Ферден) были поделены между Бранденбургом и Ганновером. Главного успеха Габсбурги добились на юго-восточном направлении: в серии военных кампаний против Османской империи последней четверти XVII века была освобождена Венгрия, Трансильвания и северная Сербия, вошедшие в состав Габсбургской монархии, что резко подняло политический престиж и экономическую базу императоров. Войны с Францией и Турцией конца XVII - начала XVIII века вызвали возрождение имперского патриотизма и вновь превратили императорский престол в символ национальной общности немецкого народа.

Внутреннее состояние империи непосредственно после Тридцатилетней войны характеризовалось существенным ограничением возможностей для влияния императора: западнонемецкие княжества тесно блокировались с Францией, северные ориентировались на Швецию. Однако установление в Пфальце в 1685 г. католической линии династии Виттельсбахов и экспансионистская политика Франции позволили императору Леопольду I восстановить позиции на западе страны и сплотить вокруг имперского престола прирейнские государства. Главными союзниками императорского престола в этом регионе стали курфюршество Пфальц, Гессен-Дармштадт, Майнц и имперские рыцари Вестфалии, Среднего Рейна и Швабии. В южном секторе Германии в конце XVII - начале XVIII века полностью преобладала Бавария, курфюрст которой конкурировал по своему влиянию с самим императором. В северной части империи в условиях усиления Бранденбурга к более тесному союзу с Габсбургами перешла Саксония, правитель которой в 1697 г. принял католичество, а также Ганновер, добившийся для себя девятого титула курфюрста в 1692 г. В процессы имперской интеграции был включён и Бранденбург: ориентация на императора стала основой политики «Великого курфюрста», а его сын в 1700 г. получил согласие Леопольда I на принятие титула короля Пруссии.

Рейхстаг с 1662 г. превратился в постоянно действующий орган, заседавший в Регенсбурге. Его работа отличалась достаточной эффективностью и способствовала сохранению единства империи. Активное участие в работе рейхстага принимал император Леопольд I, который последовательно проводил политику на восстановление роли имперского престола и дальнейшую интеграцию сословий. Большую роль стала играть репрезентативная функция императорского двора в Вене, который превратился в центр притяжения дворян со всей Германии, а сам город - в главный центр имперского барокко. Укрепление позиций Габсбургов в наследственных землях, успешная политика династических браков и раздачи титулов и должностей также значительно способствовали подъёму влияния императора. В то же время процессы консолидации на имперском уровне накладывались на региональную интеграцию: в крупнейших немецких княжествах формировались собственный разветвлённый государственный аппарат, пышный княжеский двор, сплачивающий местное дворянство, и вооружённые силы, позволяющие курфюрстам проводить более независимую от императора политику. В период войн с Францией и Турцией значительно повысилась роль имперских округов, которые с 1681 г. взяли на себя функцию набора армии, сбора имперских налогов и поддержания постоянных военных контингентов в империи. Позднее сложились ассоциации имперских округов, что позволило организовать более эффективную оборону имперских границ.

Укрепление императорской власти при преемниках Леопольда I привело к возрождению абсолютистских тенденций. Уже в период правления Иосифа I (1705-1711) имперские дела фактически перешли в ведение придворной австрийской канцелярии, а эрцканцлер и его ведомство были отстранены от участия в процессе принятии решений. Во время Войны за испанское наследство (1701-1714) вновь были заявлены претензии императоров на Северную и Среднюю Италию. Более решительно императоры стали вмешиваться и во внутренние дела немецких княжеств, что вызвало ответное сопротивление крупных субъектов империи и их отход от поддержки императора. При Карле VI (1711-1740) политика императора определялась, главным образом, его претензиями на испанский престол и проблемой наследования габсбургских земель (Прагматическая санкция), тогда как имперские проблемы оказались на периферии внимания. Это происходило в условиях роста могущества крупных субъектов империи (Баварии, Пруссии, Саксонии и Ганновера), которые стремились проводить собственную независимую политику в Европе, мало учитывая интересы империи и императора. Так, император был оттеснён от дележа бывших шведских владений в империи после Второй Северной войны, а в конфликте между католиками и протестантами Пфальца в 1719-1724 г. против императора резко выступила коалиция немецких евангелических государств во главе с Пруссией и Ганновером, что едва не спровоцировало военные столкновения. Для Карла VI большим успехом в имперской политике стало признание рейхстагом Прагматической санкции в 1732 г., хотя курфюрсты Баварии, Пфальца и Саксонии проголосовали против. В целом, к середине XVIII века единство империи оказалось существенно подорванным, крупные немецкие княжества практически вышли из-под контроля императора, тенденции дезинтеграции явно превалировали над слабыми попытками императора сохранить баланс власти в Германии.

4.Австро-прусское противостояние и упадок империи

Уже с конца XVII века в рамках Священной Римской империи начал проявляться антагонизм двух её наиболее влиятельных членов: Австрии и Пруссии. Австрийская монархия Габсбургов, завоевав Венгрию и получив после Войны за испанское наследство обширные владения в Италии и Нидерландах, всё более обособлялась от империи, хотя именно её правители занимали трон императора. Интересы Габсбургов лежали прежде всего в юго-восточном и южном направлении, в то время как внутриимперским делам с начала XVIII века стало уделяться гораздо меньше внимания. Более того, успехи централизаторской политики в наследственных землях Габсбурги попытались перенести и на империю, что встретило резкую оппозицию имперских сословий. Значительная часть владений прусского короля также лежала вне территории империи, что позволяло ему действовать на европейской политической сцене в качестве независимого государя. Экономический подъём, создание при Фридрихе I и Фридрихе Вильгельме I эффективной бюрократической системы управления и формирование сильной армии выдвинуло Пруссию на первый план среди германских государств, что повлекло обострение соперничества с Австрией. Пруссия фактически перестала принимать участие в общеимперских вопросах: на её территории не действовали нормы, охраняющие интересы сословий, не исполнялись решения имперского суда, армия не принимала участия в военных кампаниях императора, а работа Верхнесаксонского имперского округа была парализована. В результате усиливавшегося расхождения между фактической военно-политической мощью Пруссии и других крупных немецких княжеств и устаревшей имперской иерархией к середине XVIII века назрел острый системный кризис Священной Римской империи.

После смерти императора Карла VI в 1740 г. и пресечении прямой мужской линии дома Габсбургов, австро-прусское противостояние вылилось в открытую войну. Силезские войны (1740-1745) между прусским королём Фридрихом II и австрийской эрцгерцогиней Марией Терезией завершились поражением Австрии и потерей Силезии. Одновременно Австрия была вынуждена вести Войну за австрийское наследство (1741-1748) против франко-испано-баварской коалиции. В 1742 г. Карл Альбрехт, курфюрст Баварии, был единогласно избран императором Священной Римской империи. Впервые за три столетия на престол Германии вступил не член дома Габсбургов. Некоторыми историками избрание Карла Альбрехта рассматривается как попытка имперских сословий найти новый политический путь для империи и перенести центр её тяжести с юго-восточной окраины в «старую Германию». Несмотря на попытки Карла VII упорядочить работу государственных органов империи, военные действия развивались для него неудачно: австрийцы несколько раз разоряли и захватывали Баварию, что нанесло сокрушительный удар по материальной базе императора.

После смерти Карла VII в 1745 г. имперский престол вернулся к Габсбургам: императором был избран супруг Марии Терезии Франц I Лотарингский. Однако к этому времени империя уже находилась в глубоком кризисе. Попытки Габсбургов восстановить эффективность работы имперских структур и поставить их на службу интересам Австрии натолкнулись на решительное сопротивление княжеств во главе с Пруссией, которая взяла на себя роль защитника немецких свобод от «абсолютистских» притязаний Габсбургов. Франц I потерпел полный провал в попытке восстановить прерогативы императора в сфере ленного права и создать действенную имперскую армию. Хотя во время Семилетней войны (1756-1763) удалось добиться объявления рейхстагом имперской войны против Фридриха II, это произошло в значительной степени благодаря нажиму Франции на своих союзников в Германии и не привело к перелому в войне. Более того, в конце Семилетней войны немецкие княжества окончательно перестали повиноваться императору и самостоятельно заключали сепаратные перемирия с Пруссией. А во время войны за Баварское наследство 1778-1779 г., когда император попытался силовыми методами закрепить за Габсбургами Баварию, имперские сословия, ведомые Пруссией, открыто выступили против императора.

Для самого императора корона Священной Римской империи неуклонно теряла собственную привлекательность, становясь лишь средством для укрепления Австрийской монархии и позиций Габсбургов в Европе . В то же время застывшая структура империи входила в противоречие с австрийскими интересами, любые попытки императоров осуществить какие-либо преобразования были обречены на провал из-за нежелания субъектов допустить усиления центральной власти и нарушить существующий баланс сил и власти. Особенно ярко это проявилось в период правления Иосифа II, который был вынужден практически уйти из империи, сосредоточившись на интересах Австрии. Этим успешно пользовалась Пруссия, выступавшая в роли защитника имперского порядка и стремившаяся взять на себя роль гаранта сохранения суверенных прав малых субъектов империи. В 1785 г. под руководством Фридриха II был создан Союз немецких князей как альтернатива имперским институтам, контролируемым Габсбургами. Австро-прусское соперничество лишало остальные немецкие государства возможности оказывать хоть какое-нибудь влияние на внутриимперские дела и делало невозможным осуществление реформ в духе программы «Третьей Германии», ориентированной на защиту интересов малых и средних субъектов империи. Это вело к «усталости от империи» светских и церковных княжеств, рыцарей и вольных городов, которые исторически являлись главной опорой конструкции Священной Римской империи. Устойчивость империи была окончательно утрачена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Священная Римская империя германской нации (лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae , нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation ) - государственное образование, существовавшее с 962 по 1806 годы и объединявшее территории Центральной Европы. В период наивысшего расцвета в состав империи входили Германия, являвшаяся её ядром, северная и средняя Италия, Швейцария, Бургундское королевство, Нидерланды, Бельгия, Чехия, Силезия, Эльзас и Лотарингия. С 1134 формально состояло из трёх королевств: Германии, Италии и Бургундии. С 1135 в состав империи вошло королевство Чехия официальный статус которого в составе империи был окончательно урегулирован в 1212.

Империя была основана в 962 году германским королём Оттоном I Великим и рассматривалась как прямое продолжение античной Римской империи и франкской империи Карла Великого. Процессы становления единого государства в империи за всю историю её существования так и не были завершены, и она оставалась децентрализованным образованием со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. Во главе империи стоял император. Императорский титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов. Власть императора никогда не была абсолютной и ограничивалась высшей аристократией Германии, а с конца XV века - рейхстагом, представлявшим интересы основных сословий империи.

В ранний период своего существования империя имела характер феодально-теократического государства, а императоры претендовали на высшую власть в западном христианском мире. Усиление папского престола и многовековая борьба за обладание Италией при одновременном росте могущества территориальных князей в Германии значительно ослабили центральную власть в империи. В период позднего Средневековья возобладали тенденции дезинтеграции, угрожающие превратить Священную Римскую империю в конгломерат полунезависимых образований. Однако осуществлённая в конце XV - начале XVI века «имперская реформа» позволила укрепить единство страны и сформировать новый баланс власти между императором и сословиями, позволившей империи относительно успешно конкурировать с национальными государствами Западной Европы. Кризис Реформации и Тридцатилетней войны был преодолён ценой дальнейшего ограничения власти императора и превращением общесословного рейхстага в главный элемент имперской конструкции. Империя нового времени обеспечивала сосуществование нескольких конфессий в рамках единого государства и сохранение самостоятельности её субъектов, а также защиту традиционных прав и привилегий сословий, однако потеряла способность к экспансии, усилению центральной власти и ведению наступательных войн. Развитие крупных немецких княжеств по пути внутренней консолидации и становления собственной государственности входило в противоречие с застывшей имперской структурой, что в XVIII веке привело к параличу центральных институтов и развалу имперской системы. Священная Римская империя просуществовала до 1806 г. и была ликвидирована в ходе наполеоновских войн, когда был сформирован Рейнский союз, а последний император Франц II отрёкся от престола.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брайс, Дж. Священная Римская империя. - Москва, 1891;

2. Всемирная история. Т. 3-5 - М., 1957.

3. Егер О. Всемирная история. В 4т. Т.2 Средние века. - М., 1999.

4. Галанза П. Н. Феодальное государство и право Германии. - М., 1963

5. Колесницкий, Н. Ф. Священная Римская империя: притязания и действительность. - М., 1977

6. Прокопьев, А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола: 1555-1648. - СПб, 2002.

7. Hartmann, P. C. Das Heilige Römische Reich deutscher Nation in der Neuzeit 1486-1806. - Stuttgart 2005.

8. Herbers, K., Neuhaus, H. Das Heilige Römische Reich - Schauplätze einer tausendjährigen Geschichte (843-1806). - Köln, Weimar 2005.

9. Prietzel, M. Das Heilige Römische Reich im Spätmittelalter. - Darmstadt, 2004.

10. Rapp, F. Svatá říše římská národa německého. - Praha, 2007.


Соединение верховного светского и духовного начала в личности императора имело византийские корни, хотя Византия противостояла Священной Римской империи в борьбе за честь считаться наследницей Древнего Рима и не признавала титула римский император за германскими монархами

Moraw, P. Heiliges Reich. // Lexikon des Mittelalters, Bd. 4.

См., например, Шмидт, А. Карл VII. // Кайзеры. Ростов-на-Дону, 1997.

Известно, что император Франц I ещё в 1745 спросил английского посла: «Стоит ли императорская корона потери Силезии?».

В этом уроке речь пойдет о таком государстве, как Священная Римская империя. Эта империя оказала огромное влияние на политику европейских стран и являлась одной из великих империй средневековья. Эта империя имела колоссальные территории, но с течением времени не смогла их удержать, и начался медленный упадок. Императоры Священной Римской империи находились в постоянном конфликте с римско-католической церковью. Обо всем этом подробнее Вы узнаете, изучив данный урок.

Квазигосударственный характер этого образования виден из того, что в состав Священной Римской империи входило сразу 4 королевства: Германия, Италия, Бургундия и Чехия. Принято считать, что во время Средних веков в состав Священной Римской империи входило не менее 300 государственных образований, большинство из которых располагались на территории современной Германии.

Императорская власть Священной Римской империи сильно отличалась от власти правителей других государств. Император не получал власть по наследству, как это происходило в других монархиях, а он избирался на трон курфюрстами или князьями-выборщиками . Курфюрст - это правитель одной из территорий средневековой Германии, имевший право участвовать в выборах императора Священной Римской империи. В процессе выбора императора принимали участие правители Богемии, Рейнских земель, Саксонии и Бранденбурга, а также архиепископы Кёльна, Майнца и Трира.

Священная Римская империя позиционировала себя как правопреемница не только Римской империи, прекратившей свое существовании еще в 476 году, но и державы Карла Великого. Карл Великий в 800 году был официально коронован в Риме как император. Даже после того, как его государство распалось, а династия Каролингов пресеклась, претензии на общеевропейское правление Священная Римская империя сохранила. С 919 года у власти в Германии находилась Саксонская династия . Саксонский герцог (рис. 2) в 919 году был избран Германским королем. Он сохранял свою власть до 936 года. Это еще не был момент создания Священной Римской империи, но в значительной степени именно Генриху Птицелову Германия обязана тем, что в этом регионе начались объединительные процессы.

Рис. 2. Генрих Птицелов ()

Объединителем страны и первым императором Священной Римской империи стал Оттон I (936 - 973 гг.). Он создавал государство в процессе противодействия многочисленным феодальным властителям разных частей Германии. Герцоги мешали ему и его потомкам объединять страну. В своей политике объединения Оттон I опирался на церковь . Это позволило ему довольно быстро объединить территории под своим контролем, но это породило многочисленные проблемы, которые будут возникать между императорами Священной Римской империи и руководством Римской католической церкви практически на протяжении всего периода существования Священной Римской империи.

Оттон I решил укрепить свою власть благодаря походу в Италию в 951 году . Он был коронован в Павии железной короной Лангобардов (рис. 3) . Эта корона считалась символом правопреемства между Римской империей и более поздними правителями. Именно такая коронация послужила одним из главных условий того, что власть Оттона I и возглавляемого им государства распространилась на столь значительные территории.

Рис. 3. Корона Лангобардов ()

Уже при Оттоне I начинаются конфликты между светской знатью и аристократией Римской католической церкви. Когда в 962 году Оттон I взял Рим, папа Иоанн XII короновал его императорской короной. Именно 962 год считается датой создания Священной Римской империи (рис. 4) . Но между Иоанном XII и Оттоном I возник серьезный конфликт и папа Римский был низложен. Начиная с этого момента и на протяжении всего XI века, между императорами Священной Римской империи и Римскими папами стала вестись активная борьба за власть.

Рис. 4. Священная Римская империя, X век ()

Оттон I и его потомки стали опираться на мелкое дворянство. Крупное дворянство представляло для императоров серьезную угрозу, они были готовы любую сложную ситуацию истолковать в свою пользу, попытаться свергнуть власть и единого германского правителя. Римская католическая церковь в этом случае выступала не на стороне императора, считая, что именно императоры оказывают серьезное негативное влияние на позицию церкви по многим вопросам. Эта борьба продолжалась долго и шла с переменным успехом. Только в 1059 году, когда у власти находилась Франконская династия , Римские папы смогли выйти из-под императорского контроля. Если раньше император имел возможность активно влиять на процесс выборов папы, то, начиная с 1059 года, Римский папа официально избирается коллегией кардиналов. Папа Римский мог откровенно заявить перед светскими людьми, что раз они его не выбирали, то проводить их политику он вовсе не обязан.

То, что папе Римскому удалось изменить порядок выборов римского первосвященника, было обусловлено тем, что императором Священной Римской империи на тот момент был Генрих IV , которому еще не исполнилось и 9 лет. Ребенок никак не мог сопротивляться папе Римскому, но когда он вырос, то попытался изменить ситуацию в свою пользу. В 1075 году в городе Вормсе прошел съезд немецких епископов, который принял решение о низложении папы Римского Григория VII . Вне всякого сомнения, это решение было продиктовано императором Священной Римской империи.

После того, как войска Генриха IV окружили Рим, римский папа призвал к себе на помощь норманнов, которые в это время имели собственное государство в южной части Италии. Но даже помощь норманнов папу Римского не спасла. Григорий VII вынужден был сначала укрыться в замке Святого ангела, а затем бежать из города.

Конфликт между Римской католической церковью и германскими императорами продолжался и далее. Даже после смерти Григория VII возникали многочисленные подобные ситуации. Некоторые изменения произошли только во время правления императора Генриха V , который находился у власти с 1106 по 1125 год . Ему удалось заключить договор с папой Римским - Пасхалием II договор «о бедной церкви». По этому договору церковь не должна была стяжать богатств, формально, отношения между императором и папой Римским были урегулированы. Но этот договор вызвал негодование со стороны идеологов Римской католической церкви. Они считали, что папа Римский поступил неправильно и «ограбил церковь». В конечном итоге конфликт немного угас только в 1122 году . В этом году был подписан Вормсский конкордат . Был решен вопрос об инвеституре , то есть о процедуре назначения на должность епископов Римской католической церкви. Спор между императорами и папой заключался в том, что императоры считали, что они имеют право назначать епископов, тогда как папы Римские не могли смириться с потерей своей власти . Вормский конкордат был половинчатым решением с обеих сторон: папа Римский давал епископу свое кольцо и посох, то есть он подчеркивал правопреемство епископов Римской католической церкви, а император Священной Римской империи предоставлял им землю, таким образом, имущественные отношения зависели всецело от императора.

В эпоху правления следующей императорской династии Штауфенов Римские папы не всегда вступали в открытый конфликт с императорами Священной Римской империи, но зато часто поддерживали врагов императоров. Хорошо это прослеживается на правлении Фридриха I Барбаросса (1152 - 1190 гг.) (рис. 5). В целях укрепления своей власти, этот император предпринял целую серию походов в Италию. Там он получил не только отпор со стороны итальянских городов, но и со стороны Римского папы, который очень активно поддерживал северо-итальянские города. Результатом всех этих конфликтов стало то, что Фридрих Барбаросса был отлучен от церкви . Для того, чтобы вернуть себе расположение папы, и не лишиться своей власти, он был вынужден пойти на унизительный шаг: на паперти собора Святого Марка в Венеции в 1177 году Фридрих Барбаросса был вынужден поцеловать папскую туфлю и выполнить роль человека, который водит его лошадь в поводу во время торжественного выезда папы Римского из собора. Это вернуло ему принадлежность к Римской католической церкви, но унижение было слишком велико.

Рис. 5. Фридрих I Барбаросса ()

В 1180 году произошло событие, предопределившее будущий распад Священной Римской империи. Состоялся суд над одним из оппонентов императора, и решение суда заключалось в том, что император не имеет права оставить себе те земли, которые он изъял у мятежника во время его выступления. В результате император лишился права собирать земли под своим началом. Священная Римская империя очень быстро превращается в государство лоскутное и возникла опасность в том, что жители этих земель могли объявить о том, что они императору больше не подчиняются.

Свои плоды это принесло во время правления императора Фридриха II Штауфена (1212 - 1250 гг.) (рис. 6). Он вынужден был во всем потакать своим князьям. Он отказался от традиционных императорских прав строить крепости, города и чеканить собственную монету, если это наносило ущерб интересам феодальных властителей разных районов Германии. С одной стороны, это должно было ослабить государство, а с другой, привести к тому, что папа Римский отказался от своих претензий на право влиять на императора Священной Римской империи. Но этого не произошло. Папа Римский все равно поддерживал города, которые оставались противниками германского императора, а император Фридрих II оказался отлучен от церкви.

Рис. 6. Фридрих II Штауфен ()

В 1273 году произошло важнейшее событие в истории Священной Римской империи. Четверо из семи курфюрстов (которые избирали императора) возвели в императорское достоинство Рудольфа Габсбурга . Он вел активную политику, он стал вести войну с теми курфюрстами, которые его не поддержали, и в результате присоединил довольно большие территории. Например, он присоединил Австрию, территорию Каринтии, территорию Краины. В результате этого возникла не только династия Габсбургов , но и те территории, из которых впоследствии появятся владения дома Габсбургов, чуть позже это будет Австрийская империя , а еще чуть позже - Австро-Венгрия .

Тогда же были заложены основы образования еще одного европейского государства - Швейцарии . Претензии Габсбургов на власть над всей территорией Священной Римской империи вызывали недовольства во многих регионах, но именно в Швейцарии начались в результате этого объединительные процессы. В 1291 году три швейцарских кантона Швиц, Урий и Унтервальден объявили о слиянии и совместных действиях против администрации Священной Римской империи. После того, как к этому союзу в середине XIV века присоединились Цюрих и Берн, возникло то объединение, которые мы именуем Швейцарской конфедерацией .

Ослабление Священной Римской империи продолжалось и далее. Попытки стабилизации ситуации предпринял император Карл IV (1347 - 1378 гг.) (рис. 7), одновременно он занимал трон короля Чехии. Ему принадлежала идея создания правового памятника, который позволил бы объединить усилия императоров для того, чтобы закрепить ситуацию в стране. Этот правовой памятник получил название «Золотая булла». С одной стороны, император отдавал свои полномочия князьям и духовным лидерам, а с другой стороны, теперь это было записано официально, и Золотая булла была призвана сохранять ситуацию, которая была в Священной Римской империи, стабильной.

Рис. 7. Король Чехии и император Священной Римской империи Карл IV ()

На протяжении всей второй половины XIV и XV века центростремительные тенденции в Священной Римской империи были невелики. Усиливающиеся германские города, требовали себе дополнительных полномочий, в это время возникает Ганзейский союз городов. Города, которые входили в этот союз, не выступали против Римского императора, но в то же время, Священная Римская империя лишалась тех экономических рычагов, которые у нее до этого момента были.

Продолжались конфликты с папами и в рамках этих конфликтов бывали интердикты - случаи отлучения от церкви. Священная Римская империя продолжала свое существование уже не как единое государство, а как конгломерат самых разных малосвязанных друг с другом государственных образований.

В эпоху правления императора Фридриха III (1440 - 1493 гг.) (рис. 8) Священная Римская империя оказалась на грани распада. Она потеряла огромные территории и постоянно находилась в конфликте с соседними государствами, которые хотели увеличить свои земли за счет распадающейся Священной Римской империи. Историки считают, что только кризис в Бургундии и Венгрии не позволил Священной Римской империи закончить свое существовании еще тогда, в XV веке. Преемники Фридриха III понимали, что необходим новый дополнительный фактор, который будет связывать все германские земли и послужит укреплению Священной Римской империи. В самом начале XVI века таким фактором стал протестантизм . С этого началась Реформация, которая сыграла такую большую роль в истории Европы XVI века.

Рис. 8. Фридрих III ()

  1. Расскажите про образование Священной Римской империи и ее первого императора Оттона I.
  2. В чем заключался конфликт между императорами Священной Римской империи и католической церковью? Какие меры применялись на пути к урегулированию конфликта?
  3. Расскажите про Священную Римскую империю в период правления Штауфенов.
  4. Расскажите про постепенный упадок Священной Римской империи. Как Вы думаете, какие причины послужили ее упадку?
  1. Krugosvet.ru ().
  2. My-edu.ru ().
  3. Medievalmuseum.ru ().
  4. Antiquehistory.ru ().
  5. Plam.ru ().
  1. Волобуев О.В. Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса, М.: Дрофа, 2012.
  2. Грёссинг З. Максимилиан I / Пер. с нем. Е. Б. Каргиной. — М.: АСТ, 2005.
  3. Климов О.Ю. Земляницин В.А. Носков В.В. Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса, М.:Вентана - Граф, 2013
  4. Колесницкий, Н. Ф. «Священная Римская империя»: притязания и действительность. — М.: Наука, 1977.
  5. Прокопьев, А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола: 1555—1648. — СПб, 2002.
  6. Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации. — СПб.: Евразия, 2009.
  7. Хёфер, М. Император Генрих II. — М.: Транзиткнига, 2006.

Лучшие статьи по теме