Любимое дело
  • Главная
  • Бизнес-идеи
  • Дорожная карта строительства коттеджа «под ключ. Что такое дорожные карты Дорожная карта строительства объекта капитального

Дорожная карта строительства коттеджа «под ключ. Что такое дорожные карты Дорожная карта строительства объекта капитального

В начале 2012 г. нынешний Президент РФ на съезде РСПП поставил перед бизнес-сообществом задачу по разработке "дорожных карт" с целью улучшения инвестиционного климата в России. Эти документы должны были содержать конкретные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы и государственных институтов.

Что же такое "дорожная карта"?
"Дорожная карта" – это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта: от технологий и бизнеса, до целой отрасли, индустрии или даже плана достижения политических, социальных и иных целей. Дорожные карты позволяют просматривать не только вероятные сценарии, но и их потенциальную рентабельность, а также выбирать оптимальные пути с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности.

Улучшение инвестиционного климата в России является правильной задачей, если не принимать во внимание отдельные реалии денежно-кредитной политики России.

Так, в частности, наша страна размещает российские деньги под существенно меньший процент, чем заимствует (чего не должно быть в принципе); с начала 2012 г. денежная масса в России практически не растет (за первые 10 месяцев 2012 г. рост М2 составил всего 1%), на фоне совершенно противоположной денежной политики в большинстве стран мира.

Уровень монетизации (отношение М2 к ВВП) российской экономики в 2012 г. имеет тенденцию к снижению. Напомним, что в 2011 г. этот показатель был равен 45%, и его планируется увеличить до 55% в 2015 г.

Даже если это произойдет, уровень монетизации в России будет существенно уступать не только развитым странам (по данным Мирового банка, уровень монетизации в 2011 г. составил в Японии 236,6%, в Германии – 180,1%, во Франции – 152,2%, в США – 83%), но и развивающимся странам, входящим в БРИКС (в Китае – 167,3%, в ЮАР – 73,2%, в Индии – 72,4%, в Бразилии – 68,5%).

В начале июня 2012 г. глава Правительства РФ подписал практически все "дорожные карты", разработанные рабочими группами, созданными Агентством стратегических исследований (АСИ). Не была подписана только строительная "дорожная карта", которую вернули на доработку. Через 2,5 месяца (в середине августа 2012 г.) План мероприятий ("дорожная карта") "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" был принят.

В этот документ вошла меньшая часть предложений бизнеса после его согласования в профильных министерствах и ведомствах, которые сделали этот документ "удобным" для своего исполнения, но не для бизнеса, с общими и ни к чему не обязывающими формулировками.

Дорожная карта "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" предлагает внести новации в действующее законодательство и нормативную базу, чтобы к 2018 г.:
был существенно (в 7,55 раза) сокращен срок согласований всей необходимой ИРД (с 423 дней до 56 дней);
строительство будет осуществлять в уведомительном порядке с 2015 г. (при этом количество необходимых процедур к 2018 г. сокращается в 4,64 раза с 51 до 11, а финансовые затраты в 1,84 раза).

"Дорожная карта" предполагает, что с 2015 г. начнет действовать уведомительный принцип получения разрешения на строительство. В 2012 г. в Госдуму должен быть внесен законопроект, который позволит компаниям начать строительство через 30 дней после того, как они отправили комплект документов на строительство в органы власти. В 2016 г. получение обязательной экспертизы на стройпроекты предлагается заменить страхованием. В декабре этого года Минфин, Минрегион и Минэкономразвития должны подготовить предложения о механизмах участия страховых и саморегулируемых организаций в этом процессе.

Отмена обязательной экспертизы будет проходить, как предполагается, поэтапно - с января 2013 г. она не потребуется для начала строительства многоквартирных домов, через год - всех остальных объектов, за исключением особо опасных и уникальных.

В декабре 2012 г. власти собираются создать проекты нормативных правовых актов, "направленных на создание системы применения европейских и международных стандартов в сфере строительства".

В результате этого в 2018 г. Россия должна будет переместиться вверх в рейтинге Doing Business на 134 позиции (с 178 места на 31 место).

То есть, речь не идет о повышении объемов строительства жилья, что необходимо сделать в рамках действующей ФЦП "Жилище" на 2011‒2015 гг. (по мнению авторов "дорожной карты" этот процесс должен произойти автоматически).

Ранее запланированная федеральной властью отмена категорий земель (в рамках реформы гражданского законодательства) также вошла в "дорожную карту" по строительству.
Таким образом, федеральной властью сделана попытка применения прогрессивной формы решения проблемы с помощью разработки "дорожной карты".

Однако после прохождения всех согласований в министерствах и ведомствах "дорожная карта" превратилась во вполне заурядный очередной План мероприятий…

В Аналитическом агентстве RWAY была проведена оценка вероятности выполнения объемов строительства жилья за первые два года действия ФЦП "Жилище". Этот анализ показал, что реальные показатели по итогам 2011‒2012 гг. отстают от плановых на 3 млн кв.м.

Субъекты федерации, сильно отстающие от выполнения плана по строительству жилья 2011‒ 2012 гг.

Субъект РФ

Выполнение

Плана за 2011 г.

Субъект РФ

Выполнение

Плана за 2012 г

Карачаево-Черкесская Республика

74,91%

Забайкальский край

75,64%

Ненецкий автономный округ

70,70%

Алтайский край

75,61%

Москва

66,70%

Волгоградская область

74,44%

Ханты-Мансийский авт.округ-Югра

63,12%

Республика Хакасия

69,79%

Хабаровский край

61,85%

Москва

68,57%

Тульская область

61,46%

Оренбургская область

67,41%

Курганская область

54,87%

Ханты-Мансийский

авт.округ-Югра

63,50%

Республика Ингушетия

53,82%

Хабаровский край

62,41%

Чукотский автономный округ

Об этом 12 апреля сообщил на итоговом совещании Общественного совета при Минстрое России глава ведомства Михаил Мень.

Как сообщил министр, план мероприятий по информационному моделированию («дорожная карта») подготовлен в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета по строительству.

«Мы, как регулятор строительной отрасли, должны создать условия для применения технологий информационного моделирования на практике. Хочу подчеркнуть, что применение BIMтехнологий - это новая эра в строительстве и эксплуатации зданий. И это не только 3Dмоделирование, это также расчет полного жизненного цикла сооружения вплоть о его утилизации. В BIM-модель будущего здания можно «зашить» не только характеристики материалов и процессов, но и информацию по закупкам, поставкам и срокам будущего ремонта. Технологии позволяют в режиме виртуальной реальности отслеживать работу инженерных систем и многое другое», - прокомментировал глава Минстроя России Михаил Мень.

«Дорожная карта» предусматривает разработку национальных стандартов информационного моделирования в процессах проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта), эксплуатации и сноса объектов капитального строительства, приведение нормативно-технических документов и сметных нормативов, применяемых в строительстве, в соответствие с классификатором строительных ресурсов. Кроме того, в плане прописано расширение функционального назначения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве в направлении эксплуатации и сноса объектов капитального строительства.

«По оценкам экспертов, применение технологий информационного моделирования только в процессе проектирования и строительства позволит достичь экономии до 20% средств на возведение объекта. Кроме того, использование BIM позволит снизить административные барьеры и сократить сроки возведения объекта», - добавил министр.

СПРАВОЧНО: Информационное моделирование - это современный подход к возведению, оснащению, управлению жизненным циклом здания, при котором строительный объект проектируется как единый комплекс объектов инфраструктуры, технологических систем и собственно объекта строительства. Информационные модели содержат инструменты управления стоимостью и рисками, сроками выполнения работ, вариативностью исполнения проектов. Технология информационного моделирования позволяет не только визуализировать в 3D-формате любые элементы и системы здания, но и рассчитывать различные варианты их компоновки, производить анализ эксплуатационных характеристик будущих зданий, упрощая выбор оптимального решения. В итоге появляется возможность избежать огромного количества переделок и перепроектирования, сэкономить время, существенно сократить расходы строительства и дальнейшей эксплуатации объектов. Внедрение технологий информационного моделирования позволит уменьшить сметную стоимость сооружаемых объектов, повысить эффективность капитальных вложений, снизить эксплуатационные расходы.

Название документа:
Номер документа: 1336-р
Вид документа:
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Недействующий
Опубликован:
Дата принятия: 29 июля 2013
Дата начала действия: 29 июля 2013
Дата окончания действия: 17 января 2019
Дата редакции: 08 ноября 2018

Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

[Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства"]

(с изменениями на 8 ноября 2018 года)

Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 года N 20-р
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 года N 1211-р ;
;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 года N 667-р ;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 года N 1079-р ;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 года N 1622-р ;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2192-р ;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 года N 2561-р ;
;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 года N 2413-р .
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" (далее - план).

2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана:

обеспечить реализацию плана;

ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана.

3. Мониторинг и контроль реализации плана осуществлять в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 1613-р .

4. Минфину России и федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана, при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период учитывать в установленном порядке мероприятия, предусмотренные планом.

5. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 года N 1487-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст.4849);

пункт 10 распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 1613-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст.5040);

пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации , утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 года N 440-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 13, ст.1605).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

План мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства"

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 июля 2013 года N 1336-р

I. Общее описание "дорожной карты"

1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" (далее - "дорожная карта") призвана улучшить предпринимательский климат в сфере градостроительной деятельности, в том числе упростить процессы осуществления строительства от стадии подготовки градостроительной документации до ввода объектов в эксплуатацию и регистрации прав собственности.

2. Целями "дорожной карты" являются:

упрощение градостроительной подготовки земельных участков;

совершенствование регуляторной среды;

сокращение административных барьеров в строительстве, включая сокращение количества процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов, а также совокупного времени и расходов на их прохождение.
распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2014 года N 354-р .

3. В качестве контрольных показателей реализации "дорожной карты" определены позиция в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю "Получение разрешения на строительство" и показатели эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти (Минстроя России) по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2014 года N 354-р распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 2343-р .

Наименование контрольного показателя

Текущий момент

количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство (штук)

совокупное время прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство (дней)

объем затрат, необходимых для получения разрешения на строительство (процентов от дохода на душу населения)

Оценка эффективности деятельности руководителей Минстроя России осуществляется в соответствии с разделом III перечня показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года) , утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года N 570-р

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2014 года N 354-р ; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 2343-р .

II. План мероприятий

(Раздел в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2016 года N 1078-р .

Наименование мероприятия

Вид документа, подтверждающего исполнение мероприятия

Исполнитель (соисполнители)

Ожидаемый результат

I. Обеспечение градостроительной подготовки земельных участков в целях стимулирования строительства

1. Установление обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления проводить аукционы по предоставлению свободных земельных участков по заявлениям граждан и юридических лиц, установление обязанности по передаче земельных участков, находящихся

Минэкономразви-
тия России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Фонда "РЖС"

мероприятие исполнено

увеличение количества земельных участков, предоставляемых по результатам торгов для жилищного строительства; создание стимулов для качественной и своевременной подготовки

в государственной собственности, в собственность муниципальных образований, на территории которых приняты правила землепользования и застройки, за исключением земельных участков, необходимых для обеспечения государственных нужд, земельных участков, в отношении которых в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства поступили обращения о вовлечении их в хозяйственный оборот, земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также в иных исключительных случаях, предусмотренных федеральным законом* (проект федерального закона N 444365-6 "О несении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности")

градостроительной документации органами местного самоуправления (правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий)

________________

2. Завершение разработки правил землепользования и застройки городских поселений:

разработка и утверждение правил землепользования и застройки для

утверждение формы сводного плана-графика подготовки правил землепользования и застройки городских поселений*

приказ от 21 августа 2013 года N 354 Минрегиона России "Об утверждении формы сводного плана-графика подготовки правил землепользования и застройки городских поселений"

Минрегион России

мероприятие исполнено

всех городских округов и городских поселений

________________
* За исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

подготовка планов-графиков утверждения правил землепользования и застройки городских поселений*

Минрегион России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления городских поселений

мероприятие исполнено

________________
* За исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

утверждение правил землепользования и застройки городских поселений

акты органов местного самоуправления

органы местного самоуправления городских поселений

июнь 2014 года

мониторинг выполнения органами местного самоуправления сводных планов-графиков подготовки правил землепользования и застройки городских поселений (на основании информации, представляемой субъектами Российской Федерации)

Городских поселений

ежекварталь-
но

3. Установление обязанности органов местного самоуправления утверждать программы развития транспортной и социальной инфраструктуры в 6-месячный срок с даты утверждения генеральных планов городских поселений и городских округов* (проект федерального закона о внесении изменений в )

Минэкономразви-
тия России

мероприятие исполнено

обеспечение населения объектами транспортной и социальной инфраструктуры и доступности таких объектов при застройке территорий

________________
* За исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

4. Установление порядка утверждения документации по планировке территории на основании заявлений граждан и юридических лиц, требований к составу и содержанию работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, требований к градостроительной

федеральный закон


тия России

май - июль 2016 года - сопровожде-

до его одобрения

предоставление гражданам и юридическим лицам права участвовать в процедурах, связанных с планировкой территорий

документации для разных типов (видов) линейных объектов, отмена необходимости проведения публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам межевания территории, предусматривающим размещение отдельных типов (видов) линейных объектов инженерной инфраструктуры, а также установление порядка комплексного и устойчивого развития территорий (проект федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории)

Советом Федерации Федераль-

Минстрой России с участием Фонда "РЖС" и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

мероприятие исполнено

________________
* За исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

разработка и утверждение планов-графиков проведения аукционов по продаже и (или) предоставлению органами местного самоуправления в аренду земельных участков, а также сводного плана-
графика по каждому субъекту Российской Федерации на период до 2016 года с включением планов-графиков в приложения к соглашениям об объемах ввода жилья, заключаемым Минстроем России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации*

акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, соглашения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Минстроя России

Минстрой России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

мероприятие исполнено

________________
* За исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

мониторинг реализации планов-графиков проведения аукционов по продаже и предоставлению в аренду земельных участков*

доклад в Правительство Российской Федерации

Минстрой России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

ежекварталь-
но в течение 2014-2016 годов

________________
* За исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

II. Использование информационно-коммуникационных технологий для информационного обеспечения градостроительной деятельности и оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере строительства

8. Разработка и размещение в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин типового тиражируемого программного обеспечения ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности:

типовое тиражируемое программное обеспечение

Минстрой России, Минэкономразви-
тия России, Минкомсвязь России

октябрь 2016 года

создание условий для открытого доступа участников градостроительной деятельности к информации, размещенной в информационной системе обеспечения градостроительной

утверждение формы сводного плана-графика перехода к ведению информационной системы обеспечения

ведомственный акт

Минстрой России

октябрь 2016 года

деятельности

градостроительной деятельности в муниципальных образованиях на основе типового тиражируемого программного обеспечения

подготовка и утверждение планов-графиков внедрения типового тиражируемого программного обеспечения ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в муниципальных образованиях

акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, утверждающие планы-графики

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления

ноябрь 2016 года

мониторинг исполнения планов-графиков внедрения типового тиражируемого программного обеспечения ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в муниципальных образованиях

доклад в Правительство Российской Федерации

Минстрой России

апрель 2017 года

9. Обеспечение межведомственного электронного взаимодействия между органами кадастрового учета, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими выдачу

доклад в Правительство Российской Федерации

Минстрой России, Минэкономразви-
тия России, Минтранс России, Росреестр, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления

октябрь 2016 года

сокращение сроков получения застройщиками государственных услуг в сфере строительства за счет предоставления возможности получения таких государственных

разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, в целях постановки вновь построенных объектов на кадастровый учет

услуг в удаленном доступе через информационно-
телекоммуника-
ционную сеть "Интернет" без посещения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

Минстрой России

мероприятие исполнено

и исключение практики установления субъектами Российской Федерации дополнительных процедур, не предусмотренных федеральным законодатель-
ством

утверждение исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства

Минстрой России, Минэкономразви-

мероприятие исполнено

утверждение исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ

Минстрой России, Минэкономразви-
тия России, Минэнерго России, Минтранс России, Минкультуры России,
ФАС России, Ростехнадзор

утверждение исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения

акт Правительства Российской Федерации

Минстрой России, Минэкономразви-
ФАС России,

май 2016 года - внесение в Правитель-
ство Российской Федерации проекта акта

Ростехнадзор, Роспотребнадзор

утверждение исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов

акт Правительства Российской Федерации

Минстрой России, Минэкономразви-
тия России, Минтранс России, Минкультуры России,
ФАС России, Ростехнадзор, Роспотребнадзор

май 2016 года - внесение в Правитель-
ство Российской Федерации проекта акта

утверждение исчерпывающего перечня процедур при строительстве отдельных видов объектов нежилого назначения

акт Правительства Российской Федерации

Минстрой России, Минэкономразви-
тия России, Минэнерго России, Минтранс России, Минкультуры России,
ФАС России, Ростехнадзор, Роспотребнадзор

октябрь 2016 года - внесение в Правитель-
ство Российской Федерации проекта акта

утверждение исчерпывающего перечня процедур при строительстве сетей теплоснабжения

акт Правительства Российской Федерации

Минстрой России, Минэнерго России, Минэкономразви-
тия России, ФАС России, Ростехнадзор


ство Российской Федерации проекта акта

12. Утверждение нормативно-технических требований для жилых и нежилых объектов капитального строительства высотой до 100 метров и количеством этажей до 35

ведомственный акт

Минстрой России

январь 2017 года

исключение необходимости разработки специальных технических условий для строительства жилых и нежилых объектов капитального строительства высотой до 100 метров и количеством этажей до 35

13. Введение дополнительных требований к составу информации, размещаемой в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в части включения в нее региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (поправки к проекту федерального закона N 86567-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления региональных и местных нормативов градостроительного проектирования")

Минстрой России

мероприятие исполнено

формирование информационной базы по региональным и местным нормативам градостроитель-
ного проектирования

14. Установление процедуры административного обжалования действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанных с нарушением порядка осуществления полномочий в области строительства и земельных отношений, с внесением в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующих норм в отношении должностных лиц уполномоченных органов за нарушение порядка осуществления полномочий в сфере строительства и земельных отношений (проект федерального закона N 355250-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

ФАС России, Минстрой России, Минэкономразви-
тия России

мероприятие исполнено

сокращение количества нарушений при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области строительства и земельных отношений

15. Оптимизация требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства

акт Правительства Российской Федерации

Минстрой России, Минэкономразви-
тия России, Минкультуры России,
Минтранс России, Минэнерго России, Ростехнадзор, Росрыболовство

в течение 2 недель со дня вступления в силу федераль-
ного закона, предусматри-
вающего внесение изменений в Градостро-
ительный кодекс Российской Федерации , направлен-
ных на оптимизацию требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строитель-
ства

сокращение средних сроков проектирования

16. Уточнение требований к составу и содержанию работ по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Минстрой России, Минэкономразви-
тия России

мероприятие исполнено

повышение качества инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства

17. Установление требований к составу и оформлению задания и программы выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также к составу текстовой и графической частей материалов и результатов инженерных изысканий, включаемых в отчетные материалы

Минстрой России, Минэкономразви-
тия России, Минприроды России, Ростехнадзор

мероприятие исполнено

повышение качества инженерных изысканий

18. Установление порядка формирования и ведения фондов материалов и данных инженерных изысканий на основе информационных систем обеспечения градостроительной деятельности

акт Правительства Российской Федерации

Минстрой России, Минэкономразви-
тия России

декабрь 2016 года - внесение в Правитель-
ство Российской Федерации проекта акта

повышение качества и снижение стоимости инженерных изысканий

19. Подготовка предложений о механизмах государственной поддержки комплексного развития территорий в целях строительства жилья экономического класса

доклад в Правительство Российской Федерации

автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", Минстрой России, Минэкономразви-
тия России,
Фонд "РЖС"

мероприятие исполнено

увеличение объемов строительства жилья экономического класса

20. Подготовка предложений о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования формирования рынка доступного арендного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, а также формирования условий для привлечения частных инвестиций в строительство доступного арендного жилья

доклад в Правительство Российской Федерации

Минстрой России, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"

ноябрь 2016 года

21. Подготовка предложений о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях либерализации санитарных правил и

доклад в Правительство Российской Федерации

Роспотребнадзор, Минстрой России, автономная некоммерческая организация "Агентство

октябрь 2016 года

норм по инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки

стратегических инициатив по продвижению новых проектов"

22. Совершенствование градостроительного законодательства в части повышения роли граждан в принятии градостроительных решений, включая внедрение института публичных обсуждений

федеральный закон

Минстрой России, Минэкономразви-
тия России

май 2016 года - внесение в Правитель-

ного закона

расширение возможностей и форм участия граждан в обсуждении проектов в области градостроительной деятельности


венную Думу Федераль-

ного закона

ноябрь - декабрь 2016 года -сопровожде-
ние рассмотрения проекта федераль-
ного закона Федеральным Собранием Российской Федерации
до его одобрения Советом Федерации Федераль-
ного Собрания Российской Федерации

IV. Оптимизация порядка размещения (строительства, реконструкции) отдельных видов линейных объектов инженерной инфраструктуры

23. Установление особенностей планирования размещения, оформления земельно-имущественных отношений в целях строительства, реконструкции линейных объектов инженерной инфраструктуры в

федеральный закон

Минэкономразви-
тия России, Минстрой России, Минкультуры России, Минкомсвязь России,
Минтранс России, Минэнерго России,

май 2016 года - внесение в Правитель-
ство Российской Федерации проекта федераль-
ного закона

сокращение сроков строительства отдельных видов линейных объектов инженерной инфраструктуры
с невысокими

зависимости от их назначения и типа (вида),
в том числе: отмена необходимости получения разрешения на строительство для отдельных типов (видов) линейных объектов инженерной инфраструктуры; совершенствование порядка установления сервитутов для размещения линейных объектов инженерной

Ростехнадзор

ноябрь 2016 года - внесение в Государст-
венную Думу Федераль-
ного Собрания Российской Федерации проекта федераль-
ного закона

рисками в сфере безопасности, в том числе за счет упрощения процедур оформления земельных отношений, подготовки и утверждения документации по планировке территории, а также отмены

инфраструктуры общего пользования, включая: определение критериев, исходя из которых размещение таких линейных объектов может относиться к государственным (муниципальным) нуждам; определение порядка принятия решения органами государственной власти и органами местного самоуправления об установлении сервитута, порядка определения размера убытков, связанных с установлением сервитута и порядка их возмещения; введение правила о том, что зона действия сервитута для государственных (муниципальных) нужд,

ноябрь - декабрь 2016 года - сопровожде-
ние рассмотрения проекта федераль-
ного закона Федеральным Собранием Российской Федерации до его одобрения Советом Федерации Федераль-
ного Собрания Российской Федерации

необходимости получения разрешения на строительство

связанных с размещением линейных объектов инженерной инфраструктуры, должна совпадать с охранной зоной такого объекта; введение возможности размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры в границах территорий общего пользования (главным образом улично-дорожной сети) на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления (без предоставления земельных участков и установления сервитута) независимо от необходимости получения разрешения для строительства таких объектов

24. Упрощение порядка передачи в собственность публично-правового образования или сетевой организации линейных объектов инженерной инфраструктуры, строительство которых осуществлялось без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также передачи в собственность публично-правового образования земельных участков, предназначенных для общего пользования, в границах которых размещены такие объекты, в том числе с определением случаев, когда органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принимать такое имущество

федеральный закон

Минстрой России, Минэкономразви-
тия России, Минкомсвязь России,
Минэнерго России, ФАС России

ноябрь 2016 года

25. Установление особенностей государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на линейные объекты инженерной инфраструктуры

федеральный закон

Минэкономразви-
тия России, Минстрой России, Минкомсвязь России

ноябрь 2016 года

сокращение сроков строительства отдельных видов объектов с невысокими рисками в сфере безопасности

26. Мониторинг реализации "дорожной карты" и внесение при необходимости предложений по ее изменению

доклад в Правительство Российской Федерации

Минэкономразви-
тия России, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти

ежекварталь-
но (в порядке, установлен-
ном абзацем третьим пункта 4 распоряжения Правитель-
ства Российской Федерации
от 6 сентября 2012 года N 1613-р)

контроль реализации плана и подготовка предложений по дальнейшему совершенствова-
нию законодательства в сфере градостроительной деятельности

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" (с изменениями на 8 ноября 2018 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 N 20-р)

Название документа: Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" (с изменениями на 8 ноября 2018 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 N 20-р)
Номер документа: 1336-р
Вид документа: Распоряжение Правительства РФ
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Недействующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2013

Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 12.08.2013, ст.4329

Дата принятия: 29 июля 2013
Дата начала действия: 29 июля 2013
Дата окончания действия: 17 января 2019
Дата редакции: 08 ноября 2018

Что такое дорожные карты

По мнению Владимира Путина, «дорожные карты» должны содержать конкретные, «пошаговые» действия, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы и государственных институтов. Всего таких карт должно быть разработано 22 для различных сфер деятельности и отраслей, в том числе и строительной. Главные задачи - улучшение инвестиционного климата, ликвидация ненужных бюрократических процедур.

«Чтобы попасть в двадцатку лучших стран по условиям инвестклимата, нам нужно сократить число различных разрешительных процедур с 51 до 7, а количество дней, необходимых для получения всех согласований, - с 423 хотя бы до 35. Предлагаю, используя лучшие мировые практики, кардинально упростить все механизмы согласований проектной документации и выдачу разрешений на строительство », - заявил Владимир Путин, выступая на XIX съезде РСПП.

Всю работу в этом направлении и ответственность за нее взяло на себя созданное в прошлом году Агентство стратегических инициатив (учредитель - Правительство РФ). Группа по разработке «дорожной карты» в сфере строительства объединила в основном представителей крупного строительного бизнеса и небольшое количество чиновников. Возглавил ее председатель совета директоров компании «Баркли» Леонид Казинец («Баркли» - ведущий застройщик Москвы в сфере элитного домостроения).

В начале июня премьер подписал первые три «дорожные карты», направленные на совершенствование нормативно-правовой базы и государственных институтов в сфере энергетики, таможни и экспорта. Четвертую, строительную, вернул на доработку. Повод - недовольство бизнес-сообщества теми «усекновениями», которым подверглись его предложения при согласовании в различных ведомствах . Тем не менее после несущественной доработки 16 августа 2012 года «дорожная карта» для строительства была утверждена распоряжением Правительства РФ.

Документ, инициатором которого стали первые лица государства, под названием «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» опубликован на сайте правительства. Разработана эта карта развития отрасли за полгода.

В преамбуле документа говорится, что реализация «дорожной карты» «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» позволит упростить и усовершенствовать административные процедуры на всех стадиях осуществления строительства, начиная от подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства .

Целями «дорожной карты» являются сокращение количества и времени прохождения процедур, почти двойное снижение расходов, необходимых для разработки инвестиционно-строительных проектов, развитие рынка аренды жилья.

В качестве контрольных показателей успешной реализации «дорожной карты» выбран рейтинг Doing Business, ежегодно подготавливаемый Всемирным Банком. Целевым ориентиром реализации «дорожной карты» избрано вхождение Российской Федерации в двадцатку лучших этого рейтинга. Сейчас Россия занимает в нем 120-е место из 183.

«Дорожная карта» - это обычный список поручений с указанием ответственных за их исполнение и сроков реализации. План мероприятий по реализации российской дорожной карты в строительстве содержит пять разделов: «Формирование земельных участков и разработка градостроительной документации», «Господдержка комплексного освоения территорий», «Сокращение сроков и количества согласований и разрешений», «Модернизация системы технического регулирования и оптимизация системы надзора в строительстве», «Развитие рынка арендного жилья».

В плане - 21 пункт. Каждый из них - либо будущий федеральный закон, либо система подзаконных актов, необходимых для того, чтобы строительная «дорожная карта» обрела жизнь. Сроки реализации 90 процентов из них умопомрачительные - не позднее декабря 2012 года. Задача - сократить число процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, с 51 до 11, то есть почти в пять раз. К 2018 году строители должны получать разрешение за 56 дней вместо 423 сегодня.

Проанализируем пункты строительной «дорожной карты». Планом мероприятий предусмотрено, что Правительство Российской Федерации должно подготовить проект нового федерального закона. Его суть: если до 1 января 2013 года не будут утверждены документы территориального планирования Российской Федерации и ее субъектов, то земельные участки, находящиеся в государственной собственности, передаются муниципалитетам. Это не касается тех земельных участков, которые зарезервированы для государственных нужд, и земельных участков, в отношении которых в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства поступили обращения о вовлечении их в хозяйственный оборот.

Смысл закона - ускорить формирование рынка земли. Государство - крупнейший ее собственник. Из имеющихся в России 1,7 миллиарда гектаров земельных ресурсов ему принадлежит более миллиарда гектаров.

В ноябре должно быть завершено утверждение плана-графика разработки правил землепользования , застройки и документации по планировке территорий городских округов и городских поселений . К декабрю - по планировке территорий десяти пилотных городских округов и городских поселений. Как говорится, для приобретения опыта. К этому же сроку должна быть завершена разработка общих правил землепользования и застройки городских округов и городских поселений.

В строительной «дорожной карте» реализуется еще одно предложение Владимира Путина. Он его высказывал неоднократно, выступая на различных строительных и инвестиционных форумах. Смысл - предоставлять застройщикам земельные участки, полностью подготовленные в инженерном отношении, не обременяя его расходами на эти цели. В «дорожной карте» об этом сказано так: Правительство Российской Федерации должно утвердить нормативные правовые акты, направленные на повышение эффективности механизмов, стимулирующих органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и субъекты естественных монополий , обеспечивать земельные участки под жилищное строительство инженерной, социальной и транспортной инфраструктурой.

Будет также принят федеральный закон, предусматривающий обязанность соответствующих уполномоченных органов местного самоуправления самостоятельно решать вопросы разработки документации по планировке территории на основании заявлений правообладателей земельных участков. А после публичных слушаний при условии соответствия документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки размещать утвержденные планы для всеобщего ознакомления.

Решительный бой бюрократии и волоките должны дать нормативные правовые акты , предусматривающие исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного и промышленного строительства . В таком же направлении будет совершенствоваться порядок согласования дополнительных процедур, установленных субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и электросетевыми компаниями. Это же коснется перечня федеральных и региональных норм, документов и технических регламентов, обязательных к применению при проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственного строительного надзора и строительного контроля при строительстве объектов и вводе их в эксплуатацию.

Еще один проект федерального закона в буквальном смысле революционный. Он предусматривает уведомительный порядок начала строительства. Но этот порядок оговорен рядом условий. Нужно иметь документы на земельный участок, документацию по планировке территории и градостроительного зонирования, положительное заключение экспертизы. Приступать к возведению объектов капитального строительства (даже если не будет ответа) станет возможным через 30 дней после рассылки соответствующих документов в адрес уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Этот порядок будет действовать для промышленных объектов вне границ населенных пунктов с 1 июля 2013 года. Для прочих объектов (за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных) - с 1 января 2015 года.

Появится возможность найти управу на бюрократов и волокитчиков. Разрабатывается проект федерального закона, устанавливающий процедуру административного обжалования действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, связанных с нарушением порядка осуществления полномочий в области строительства и земельных отношений , с одновременным внесением соответствующих санкций в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях .

Поэтапно упростят и процедуры ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию. Первый этап - участие страховых и саморегулируемых организаций в оценке соответствия этих объектов требованиям законодательства Российской Федерации . Второй - введут правила, в соответствии с которыми для ввода в эксплуатацию потребуется лишь договор со страховой компанией и подтверждение строительного надзора (с отменой всех иных обязательных сейчас процедур и требований). Кроме того, с 1 января 2018 года застройщик должен будет брать на себя бремя финансовой ответственности за построенный объект на весь период его гарантийного срока эксплуатации.

Расширятся полномочия института негосударственного строительного надзора. Его заключение о соответствии построенного или реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации приравняют к заключению государственного строительного надзора (за исключением объектов, определенных пунктом 51 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Есть немало и других мер. Дается импульс развитию института профессиональных управляющих компаний, ответственных за эксплуатацию вновь построенных объектов капитального строительства. Будут утверждены обязательные требования к уровню профессиональной квалификации и ответственности, в том числе с использованием механизмов обязательного страхования и поэтапной отменой обязательности экспертизы, результатов инженерных изысканий и проектной документации (опять же, за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов). Появятся условия для применения европейских и международных стандартов в сфере строительства и промышленности и иной практики иностранных государств в Российской Федерации. Разрабатывается также комплекс мер, направленных на развитие рынка арендного жилья… Всего лишь в сфере строительства «дорожная карта» предусматривает до конца года подготовить семь федеральных законов и более двух десятков нормативных актов правительства.

Анализируя сумму мер дорожной строительной карты, нацеленной, как заявлено, на улучшение инвестиционного климата, совершенствование нормативно-правовой базы и сокращение сроков прохождения административно-бюрократических процедур, неизбежно приходишь к выводу, что пока перед нами - громадье планов. Как они будут реализованы? Чего, например, стоит намерение запретить чиновникам переводить землю из одной категории в другую (основной источник их теневых доходов), передать государственные земли муниципалитетам и с 2013 года начать свободную продажу земли и земельных участков под строительство (в практике подобного никогда не было). Для этого, как говорят специалисты, пока нет базы - не проведена кадастровая оценка земли. Работа эта ведется уже десятилетие, а когда закончится - трудно сказать.

Хотя речь в «дорожной карте» фактически идет уже о ближайшем будущем строительной отрасли страны и динамичном развитии всего ее потенциала, возьмем для анализа другое самое скромное ее намерение - сократить сроки прохождения различных обязательных сейчас в строительстве процедур. Заглянем для этого в те разработки, которые представила в правительство группа предпринимателей строительного бизнеса, работавшая под руководством Леонида Казинца.

Дорожная карта строительства – открытый манифест компании Vesco Construction!

Дорожная карта – удобный практичный инструмент, наглядно отражающий все этапы строительства индивидуального дома под ключ.

Столь детальная карта могла родиться только в недрах крупной компании, которая мыслит комплексно. В отличие от строительных бригад и фирм-однодневок, которые специализируются на базовом строительстве — быстром и сравнительно простом этапе возведения дома, мы в Vesco Construction не стремимся исполнить самый маржинальный этап, наша мотивация — конечный продукт — готовый дом, где будет уютно, удобно и рационально жить нашему клиенту. Именно поэтому мы думаем о посадке деревьев и расстановке мебели уже на этапе знакомства с участком клиента и при разработке первых эскизов планировок.

Что важно?

  • Открытость! Дорожная карта строительства – своего рода манифест компании Vesco Construction. Это первый открытый план действий, где учтено все. Столкнувшись первый раз со строительством коттеджа, владелец участка слабо представляет перечень вопросов и этапов, которые придется пройти на этом пути. Упрощенное видение неминуемо ведет к ошибкам в оценке финансовой составляющей, которая является основой для успешного завершения строительства «под ключ» в обозримые сроки.
  • Со-ответственность! Строительство дома как любой процесс созидания, требует эмоционального и физического включения во взаимодействие с подрядчиком и самого заказчика и членов его семьи. Намеренно, мы выделяем в дорожной карте зоны ответственности заказчика — решения, принятие которых требует времени и внимания. Мы призываем наших клиентов реально оценивать свои силы и быть в диалоге с представителем строительной фирмы.
  • Каменный дом . Дорожная карта разработана с учетом особенностей строительства каменного дома. Основные этапы деревянного домостроения совпадают с каменным, отличия кроются в деталях. Уточняйте нюансы у вашего подрядчика.

Дорожная карта строительства каменного дома: лучшая инфографика — в ваших руках!

СКАЧАТЬ дорожную карту:


Лучшие статьи по теме