Любимое дело
  • Главная
  • Документация
  • Храм русской славы в лейпциге. Свято-алексиевский храм-памятник русской славы в лейпциге

Храм русской славы в лейпциге. Свято-алексиевский храм-памятник русской славы в лейпциге

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы (St.-Alexi-Gedächtniskirche zur Russischen Ehre) – православный храм в Лейпциге, возведенный в честь русских воинов, павших на поле сражения Битвы народов; относится к Восточному отделению Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви.

История

Православный храм в Лейпциге впервые упоминается в 1744 году. В то время в городе существовала греческая домовая Троицкая церковь, настоятель которой – греческий епископ, обратился с просьбой об основании в Лейпциге православного прихода. Но Святейший Синод эту просьбу отклонил, обосновав свой отказ малочисленностью лейпцигской русской общины.
С 1751 по 1775 годы в Лейпциге действовала вторая домовая православная церковь, открытая для русских студентов, обучающихся в Лейпциге.
В начале XIX века в русском обществе начали высказываться предложения об увековечивании памяти солдат и офицеров, погибших в 1813 году в Битве народов - самом крупном сражении в мировой истории до Первой мировой войны. В этом сражении армия Наполеона Бонапарта, куда помимо французов входили итальянцы, немцы, поляки, бельгийцы и голландцы, потерпела сокрушительное поражение от союзных армий России, Австрии, Пруссии и Швеции. Потери союзников составили около 54-х тысяч убитыми и ранеными, среди них погибшими числились 23 тысячи русских солдат.
В 1907 году в России и Германии начался сбор средств на строительство храма-памятника в честь русских воинов. В апреле 1910 года был создан Комитет по строительству храма, возглавляемый великим князем Михаилом Александровичем. Городские власти Лейпцига предоставили участок земли на окраине города площадью в 2,5 гектара.
Первый камень в фундамент будущего храма-памятника был заложен 15 декабря 1912 года. В честь этого памятного события был отслужен торжественный молебен, на котором присутствовал российский военный министр генерал-адъютант В.А. Сухомлин и представители городских властей.
Храм по проекту русского архитектора В.А. Покровского был построен и торжественно освящен 4 (17) октября 1913 года в присутствии военных делегаций стран-союзниц, короля Саксонии, кайзера Германии и великого русского князя Кирилла Владимировича. В крипту храма со всеми подобающими воинскими почестями были перенесены останки русских воинов, погибших в Битве народов.
Русский православный храм-памятник стоит рядом с открытым 18 октября 1913 года величественным Мемориалом воинам, павшим в Битве народов.
В начале Первой мировой войны русский православный храм-памятник был закрыт. Дважды храм подвергался разграблению, с куполов была снята позолота. Здание храма было отдано в собственность некоему местному жителю, который сдавал церковные помещения в аренду.
В 1927-1939 годах храм переходил от одной юрисдикции к другой, пока 5 мая 1939 года приход со всем имуществом не перешёл к Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей.
Во годы Второй мировой войны подвалы храма служили укрытием для местных жителей во время бомбардировок.
После войны советское военное командование выделило денежные средства на восстановление храма. В ходе реставрации церковные купола были вновь покрыты позолотой.
Советским военнослужащим, которые базировались в ГДР, было разрешено посещать этот храм, учитывая его исторический статус.

Архитектура храма

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы построен в стиле каменных шатровых церквей XVII века. Его высота составляет 65 метров. Прототипом храма в Лейпциге послужил Вознесенский храм в подмосковном Коломенском.
Белые стены храма оштукатурены, их прорезают узкие высокие окна. Крыша облицована венецианской стеклянной мозаикой; венчает крышу золоченый крест, поддерживаемый цепями.
Над входным порталом расположена звонница, увенчанная небольшим куполом. Над коваными дверьми расположен образ Спаса Нерукотворного, обрамлённый позолоченными фигурами летящих ангелов.
В церковной звоннице находится семь колоколов, отлитых из орудий, участвовавших в Битве народов.
Окружающие храм восемь высоких фонарей, символизируют погребальные свечи.

Верхний храм

Внутренний интерьер церкви выполнен в светлых тонах. Высота Верхнего храма – 35 метров, вместимость – до двухсот человек.
Украшением Верхнего храма служит семиярусный иконостас высотой 18 метров, подаренный Донским казачеством. Перед иконостасом расположены боевые знамена.
Мозаичный пол храма выполнен из белого и черного мрамора.
На стенах внутри храма находятся восемь бронзовых стел, на которых перечислены полки и части, участвовавшие в историческом сражении 1813 года.

Нижний храм

В Нижнем храме находится усыпальница. В склепе погребены погибшие в бою генерал-майор Н. Д. Кудашев, генерал-лейтенант И. Е. Шевич, подполковник А. Юргенев, а в нишах - неизвестные солдаты. Над могилами расположена икона Воскресения Христова, по бокам – портреты императора Александра I и князя М. И. Кутузова-Смоленского и воинские знамёна.
На стенах закреплены восемь каменных досок, на которых начертаны имена погибших офицеров и число убитых солдат. На двух мраморных досках перед входом в усыпальницу на русском и немецком языках написано количество погибших в этом сражении.

В храме находится небольшой музей и библиотека, содержащая около 700 томов книг.
В 1988 году на поле сражения были обнаружены и торжественно захоронены с восточной стороны храма останки двух неизвестных солдат – гренадёров Черниговского полка.

Информация для туристов

Телефон: +49 3418781453
Официальный сайт: www.russische-kirche-l.de/

Показать больше

"Восьмерик на четверике" - шаблонная фраза, способная вызвать аллергию от частого использования:-)
Но от нее никуда не деться. Восемь граней - для русской архитектуры правило, всё остальное - исключение.
Об одном из них этот пост.
Точнее - и об этом тоже, но прежде всего мне хотелось достаточно подробно показать этот памятник, который мало кто видел своими глазами.

Лейпциг. Церковь Алексия Митрополита - памятник русским воинам, павшим в "Битве народов" 1813 г.
1911-1913, арх. В.А.Покровский


Я люблю повторять, что для неорусского стиля тема шатрового храма не стала сильно популярной. Предпочтение зодчие отдавали более весомым, монументальным формам. Так, мы не найдем шатровых храмов в творчестве одного из двух лидеров стиля - А.В.Щусева. Зато его коллега Владимир Александрович Покровский может считаться единственным архитектором, последовательно разрабатывавшим тему шатра. Впервые он обратился к ней при проектировании церкви Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (варианты в дереве, 1902, в камне, 1903, осуществленный вариант, 1905-1907). В 1910 он проектирует церковь Михаила Черниговского на Тонком мысу в Геленджике , а затем - храм-памятник в Лейпциге. Потом, в 1914, был еще проект храма Елизаветинской общины сестер милосердия - с тремя шатрами. На пороховых заводах основание шатра и сам шатер имеют 12 граней, в Лейпциге - 16. Это безусловный рекорд в неорусском стиле:)

И еще один важный момент - со времени возрождения национального направления в русской архитектуре, то есть со 2-й четверти XIX века, вообще было построено немало шатровых храмов, но шатры большинства из них имеют каркасно-декоративный характер и не идут ни в какое сравнение с высокими, полноценными шатрами шедевров XVI столетия. Покровский - единственный, кто осмелился "тягаться" с прославленными древнерусскими памятниками. Комментируя проект лейпцигского храма, он сам указал, что взял за прототипы шатровые храмы в Коломенском и Острове.


Церковь Вознесения в Коломенском


Церковь Преображения в Острове


Храм-памятник в Лепциге

Когда мы привезли в Лейпциг автобус ОИРУ (это был сентябрь 2010 г., вся современная съемка сделана тогда же), две утонченные искусствоведицы обрушились на меня и друг на друга с критикой сооружения Покровского. Одна говорила, что это плохо, потому что похоже на Коломенское, а другая - что плохо, потому что на Коломенское не похоже.
От сравнений, конечно, не уйти, но я считаю, что у Покровского получилась вполне самостоятельная вещь с совершенно иной программой, принадлежащая своему времени, и оценивать ее через призму сопоставления с прототипами некорректно. Перед нами не придворная церковь, а храм-памятник на братской могиле. Это многое объясняет.

Напомню историю. В октябре 1813 г. союзные войска России, Пруссии, Австрии и Швеции разбили на этом месте, тогда еще в за чертой города, войска наполеоновской Франции и ее союзников - Италии, Польши, Саксонии. С обеих сторон в сражении участвовало более 500 тысяч человек, и вплоть до Первой Мировой оно считалось крупнейшим в истории Европы. Побежденные потеряли 70-80 тысяч человек, победившие - 54 тысячи, из них 22 тысячи русских.
Сто лет братская могила наших соотечественников оставалась никак не оформленной. К юбилею битвы немцы затеяли строительство грандиозно-грозного памятника по проекту Бруно Шмитца:

Россия решила внести свой вклад, тем более что оставлять могилу в таком "никаком" виде было неприлично - по германскому закону, неоформленная могила спустя 100 лет снималась с учета. С 1907 года собирались пожертвования, в 1910 был образован комитет по постройке, в 1911 Покровский сделал проект, строительство началось. Официальная закладка при этом состоялась только 15.12.1912, а 4.10.1913 храм был торжественно освящен. На торжествах побывали вел. кн. Кирилл Владимирович, кайзер Вильгельм II, русские послы в Германии, другие представители союзников.


Первоначальный проект Покровского. В деталях отличается от реализованного варианта (расположение окон, наличие боковых порталов, другое решение звонницы - с открытым крыльцом и разномасштабными проемами). Если честно, мне он нравится больше.


Фото 1913 г. Ныне разросшиеся деревья сильно мешают восприятию здания.

Удивительно, но дальнейшая судьбы храма оказалась благополучной. Он не действовал в годы Первой Мировой войны и даже частично сдавался в аренду. В 1927 появилась опасная трещина, но удалось собрать деньги на ремонт. В 1945 храм служил убежищем от бомбежек, а после его посещения Г.К.Жуковым был проведен ремонт. В 1988-1989 была проведена внешняя реставрация с позолотой куполов.


Фото 1950-60-х гг.

Итак, Покровский создал то ли поминальную свечу, то ли устремленную ввысь ракету:-)
Всё здание выполнено из железобетона, включая шатер, облицованный венецианской смальтой. Шатер прорезан окошками, напоминающими слухи колоколен XVII века.

Я не знаю, насколько передают фотографии ощущение современности от этого храма. Некоторые ходы Покровского почти постмодернистские (что для него в целом нетипично), вроде одинаковых барельефов и фигур ангелов на широких гранях шестнадцатерика и длинных, "прозаичных" окон, не говоря уже о бетонной фактуре стен.
Такая отстраненная гладкость, холодная геометрия, и в то же время экспрессия четырех ярусов кокошников, отсылающих к церкви в Острове. Треугольники угловых кровель и кокошники создают интересный перспективный эффект динамики. Все членения доводятся до самого верха. Я думаю, что изменения первоначального проекта вызваны желанием автора усилить вертикализм. Для этого окна выстраиваются в вертикальные линии, утолщаются лопатки - так, что прясла стен становятся по ширине примерно одинаковы. Звонница вместо квадратной стала прямоугольной, как бы прижатой к основному объему.
По сравнению с прототипами в лейпцигском храме кристаллически ясно воплощена идея столпообразного шатрового храма - не отягощенного пространными лестницами, как в Коломенском, или приделами, как в Острове. Покровский свел к минимуму перепад между столпом и шатровым завершением - путем увеличения числа граней.

Храм двухэтажный. Нижний ярус с трех сторон охвачен галереей, где размещены 20 каменных досок с именами погибших офицеров и числом погибших солдат.


Апсиды, я считаю, Покровскому как-то не удались. Дело даже не в самих апсидах, а в прорезающих их окнах.


На апсиде находится мозаика "Спас Вседержитель" (мастерская В.А.Фролова).
Дымоходы Покровский оформил миниатюрные башенки - это излюбленный его прием (аналоги можно видеть пархомовской церкви и в нижегородском банке).


Закладная доска на апсиде.

В нижнем ярусе находится братская могила и освященный в 1930-е престол в часть св. Пантелеимона. Мы туда не попали.


Порталы, верхний и нижний, выполнены из песчаника.


По сторонам от портала размещены памятные доски о количестве погибших (на русском и немецком).

Лестницу в верхний храм оформляют восемь фонарей, символизирующих поминальные свечи.


Спас Нерукотворный. Мозаика мастерской В.А.Фролова.
Ангелы сделаны из бетона и позолочены.

Внутреннее пространство нельзя назвать гармоничным. Это такая полая пастила, белый брусок, в который встален семиярусный иконостас в духе XVI столетия (фирма И.П.Хлебникова, иконы писал Л.М.Емельянов). На фабрике хлебникова изготовлено и паникадило со смальтовыми лампадами (мастерская В.А.Фролова).

Оказалось, что в интерьере некрасиво помещены в самых углах и рядом большие окна - экстерьер для Покровского важнее интерьера. К сожалению, шатер сейчас отгорожен сеткой, еще более усиливающей его "отдельную жизнь". Но сам по себе он замечательный, с тромпами и убывающими окошками. Все это создает телескопический эффект выхода куда-то вверх, в бесконечность. А еще напоминает волан от бадминтона:-)
Кстати, у самого Покровского больше таких "настоящих", то есть открытых в интерьер шатров нет - везде под шатрами купольные перекрытия.

Небезупречность этой работы Покровского никак не сказывается на уникальности памятника. Несколько странно, но в России у этого "экспортного продукта", чертежи и фотографии которого многократно публиковались в архитектурной прессе, не появилось родственников. Может быть, за исключением церкви на Братском кладбище в Киеве, но она, впрочем, действительно, похожа на Коломенское.

Зато в наше время возникли уже две реплики.
Вот первая:

Церковь Михаила Архангела в Ветлужанке (Красноярск). 1998-2003. Фото

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы (Хра́м-па́мятник Святи́теля Алекси́я, митрополи́та Моско́вского ), нем. St.-Alexi-Gedächtniskirche zur Russischen Ehre (Gedächtniskirche des heiligen Metropoliten Alexi von Moskau) - православный храм в Лейпциге, устроен в память «Битвы народов».

Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви. Настоятель - протоиерей Алексий Томюк (с 1996 года).

История

Первые храмы

Впервые упоминания о православном храме в Лейпциге относятся к 1744 году. Тогда в городе действовала греческая домовая Троицкая церковь, настоятелем которой был греческий епископ. Настоятель предполагал устроить отдельный храм, для чего обратился в Санкт-Петербург. Однако Святейший Синод отказал ему в помощи по причине малочисленности русской общины в Лейпциге.

Вторая домовая церковь была утроена в 1751 году. Она предназначалась для русских студентов, среди которых был внебрачный сын Екатерины II А. Г. Бобринский. Храм был закрыт в 1775 году.

Богослужения продолжались в пользующемся российским покровительством греческом храме, вместо которого местным греческим консулом в 1847 году была устроена новая домовая Троицкая церковь.

Современный храм

Необходимость сохранения статуса памятного места для места, где произошла «Битва народов» побудила Россию возвести здесь храм-памятник.

Пожертвования собирались с 1907 года как в России, так и в Германии. 21 апреля (4 мая) 1910 года был образован Комитет по сооружению храма, который возглавил великий князь Михаил Александрович. Городские власти Лейпцига предоставили участок земли в 2,5 га, на краю поля, где состоялось сражение.

Подготовительные работы начались в 1911 году. Торжественная закладка храма состоялась 15 (28) декабря 1912 года. На богослужении присутствовал российский военный министр генерал-адъютант В. А. Сухомлинов, власти города.

Автором проекта храма является В. А. Покровский. Первоначально архитектор создал проект, признанный слишком дорогим, поэтому он был переработан. Строительством руководил сам В. А. Покровский при содействии Георга Вейденбаха и Рихарда Чаммера.

Освящение церкви 4 (17) октября 1913 года совершил протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский. На торжествах присутствовали военные делегации стран-союзниц, король Саксонии и немецкий кайзер. Россию представлял великий князь Кирилл Владимирович. Протопресвитеру сослуживало многочисленное духовенство, среди которых - архидиакон Константин Розов, пел Синодальный хор.

16 октября 1913 года в крипту храма с воинскими почестями были перенесены останки российских солдат и офицеров, погибших в «Битве народов». Церковь была приписана к Дрезденскому храму.

С началом Первой мировой войны храм-памятник был закрыт, вход замурован. Церковь дважды грабили, с куполов снята позолота. Здание получил в собственность местный житель, который сдавал церковь в аренду.

В связи с появившейся трещиной в храме был сделан срочный ремонт, для богослужений в нижней части был устроен и освящён Пантелеймоновский придел. 6 февраля 1928 года состоялось освящение и верхнего храма.

В 1927-1930 годах храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви. С переходом митрополита Евлогия (Георгиевского) в Константинопольский патриархат приход последовал за ним и находился в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов.

5 мая 1939 года приход со всем его имуществом был передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей.

Во время бомбардировок Лейпцига в годы Второй мировой войны местные жители укрывались в нижних помещениях храма.

Летом 1945 года церковь, будучи на советской оккупационной территории, снова перешла в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви. Советское командование, после посещения храма Г. К. Жуковым, в том же году отпустило средства на срочный ремонт, которым руководил серб К. Д. Иллич.

В 1963 году была произведена реставрация с новой позолотой куполов.

Учитывая исторический статус храма, советским военнослужащим, базировавшимся в ГДР, разрешалось посещать его.

В 1988-1989 годах проведена наружная реставрация храма.

Архитектура, убранство

Храм построен в стиле каменных шатровых церквей XVII века. За образец В. А. Покровский взял Вознесенский храм в Коломенском.

Высота церкви 65 метров.

Стены белые, оштукатуренные; оформлены по углам лопатками, прорезаны узкими высокими окнами и завершены железобетонным шатром, облицованным венецианской стеклянной мозаикой. Шатёр венчает золочёная главка с крестом, поддерживаемым цепями.

На апсиде находится мозаичная икона «Господь Вседержитель», ниже - памятная бронзовая доска с историей храма.

В храм ведёт двухмаршевая лестница. Вход в верхний храм обрамлён перспективным порталом из светлого песчаника. Над порталом находится звонница, увенчанная небольшой главкой. Над кованными входными дверьми расположен мозаичный образ Нерукотворного Спаса, который обрамляют позолоченные фигуры летящих ангелов.

Семь колоколов были отлиты из орудий, которые участвовали в сражениях 1813 года.

Церковь окружает обходная галерея с 8 высокими гранёными фонарями, символизирующими погребальные свечи.

Верхний храм

Внутри высота верхнего храма составляет 35 метров, рассчитан на 200 человек. Интерьер церкви не расписан и выдержан в светлых тонах.

Семиярусный иконостас из тёмного дуба был подарен храму Донским казачеством и имеет высоту 18 метров. Иконы были написаны в стиле XVII века Л. М. Емельяновым.

Среди икон обращают на себя внимание:

  • Икона святого великомученика Георгия Победоносца в большом резном киоте, преподнесённая в дар Оренбургскими казаками.
  • Запрестольный образ «Моление о чаше», копия известной картины Ф. А. Бруни.

Хоругви перед иконостасом сделаны в виде боевых казачьих знамён.

Пол сделан из мозаики белого и чёрного мрамора.

Бронзовое паникадило храма весит 800 килограмм. Его пять рядов светильников были сделаны из смальты. Паникадило поднесли в дар храму депутаты Государственной думы и московские купцы.

По стенам размещены 8 бронзовых стел с перечнем полков и частей, участвовавших в битве.

Нижний храм-усыпальница

Нижний храм был освящён в 1927 году в честь святого великомученика Пантелеймона. В нём находятся старинные русские знамёна.

Рядом находится склеп, где погребены генерал-лейтенант И. Е. Шевич, генерал-майор Н. Д. Кудашев, подполковник А. Юргенев, а также (в нишах) неизвестные солдаты. Над могилами устроен небольшой киот с иконой Воскресения Христова, а по бокам - знамёна и портреты героев битвы, императора Александра I и князя М. И. Кутузова-Смоленского.

На стенах и столбах нижней галереи находятся 20 каменных досок с именами погибших офицеров и числом убитых солдат. У главного входа в часовню-склеп помещены две мраморные доски, которые по-русски и по-немецки напоминают о количестве павших.

Прочие помещения

В нижнем этаже также расположен небольшой музей, приходской зал и приходская библиотека из книг разнообразного содержания, на русском и немецком языках (более 700 томов).

Территория

С восточной стороны храма находится могила двух неизвестных гренадер Черниговского полка, перенесённых в 1988 году с поля битвы.

Лучшие статьи по теме